Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Формирование опыта личности


"Социальная психология. Краткий очерк"
Под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина.
М., Политиздат, 1975 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Опыт личности — это динамическая система устойчивых чувств, привычек, умений и знаний, возникающих в процессе жизни личности.
Знание социально-психологических особенностей формирования опыта личности крайне важно для политической и воспитательной работы. Поэтому мы и остановимся на этих вопросах, хотя проблемами формирования опыта личности занимается также и общая психология. При этом наше внимание будет обращено на использование особенностей формирования опыта в политико-воспитательной работе.
Будучи составной частью сознания личности, опыт есть итоговая совокупность фиксированных внешних воздействий, преобразованных через призму потребностей. Он формируется в ходе практических действий через познание действительности. Формирование опыта и его реализация — это социально-психологический процесс, состоящий из трех основных этапов: 1) превращение внешнего воздействия в факт сознания; 2) сохранение и аккумуляция превращенного внешнего воздействия в сознании; 3) превращение опыта личности в действие, т. е. экстериоризация опыта.
Каждый из трех этапов социально и психически обусловлен и имеет некоторые общие социально-психологические формы. Процесс превращения внешнего воздействия в факт сознания состоит из восприятия энергии внешнего раздражения и его психической переработки. С точки зрения познавательной значимости этот процесс рассматривается марксистско-ленинской теорией познания, мы же остановимся лишь на основных социально-психологических формах этого процесса: социально-психологических особенностях восприятия и мышления, особенностях стереотипизации и аргументации.

Социально-психологические особенности восприятия

Может показаться, что все люди воспринимают действительность одинаково (если не считать расстройств зрения, слуха и т. п.), однако многочисленные наблюдения опровергают правильность этого предположения.
В специальной литературе много раз описывался следующий случай. Однажды участники международного психологического конгресса на рубеже XIX и XX вв. решили отметить окончание заседаний банкетом. Неожиданно в зале возникла драка. Прибыла полиция. Арестованных увели, начался допрос свидетелей, и психологи, один за другим приглашавшиеся в отдельную комнату, давали письменные показания. Когда полиция удалилась, поднялся президент конгресса. Он приносил извинения по поводу происшедшей сцены. «Однако,— заявил он,— вы были не просто свидетелями, а участниками психологического эксперимента. Драку имитировали актеры, специально приглашенные для этой цели, по заранее отрепетированному сценарию». Когда сравнили сценарий с показаниями, выяснилось, что описания драки совершенно не соответствовали замыслу сценария. Более того, свидетели четко разделились на две группы, каждая из которых до неузнаваемости искажала события в пользу одной из конфликтовавших сторон. Так драматически был проиллюстрирован тот факт, что люди, в отличие от зеркал или фотографических аппаратов, далеко не всегда одинаково и адекватно отражают реальные события.
Восприятие человеком действительности зависит как от физиологических, так и от социально-исторических условий. Это приводит к тому, что люди с нормальными физиологическими характеристиками, но воспитанные и находящиеся в различной социальной среде могут по-разному воспринимать предметы внешнего мира, т. е. иметь различные социально-психологические особенности восприятия. Сюда входят: особенности ощущения, особенности ассоциативной и условной значимости воспринимаемого материала, особенности избирательности восприятия субъектом предметов внешнего мира.
На зависимость ощущения от развития общества, и прежде всего главнейшего социального фактора — труда, неоднократно указывали классики марксизма-ленинизма; этому вопросу были посвящены специальные исследования. Так, известно, что люди не всегда различали те основные цвета, которые различаются ими сейчас. А художники и бракеры текстильных фабрик ощущают такие цветовые оттенки и нюансы, которых большинство людей не видит.
Большое значение для развития социальных особенностей восприятия имеет развитие ассоциативной и условной значимости воспринимаемых предметов. Каждый предмет имеет определенное количество признаков, и при восприятии одного или нескольких из них мы можем сделать заключение о присутствии предмета, с которым этот признак у нас (в результате нашего социального опыта) связан или ассоциируется. Вы видите группу людей, собравшихся с плакатами и знаменами, и делаете вывод, что происходит митинг.
Любое восприятие, например восприятие цвета, может вызывать различные социально обусловленные ассоциации. Еще более социальным является восприятие, возникающее на базе условной значимости, когда люди или путем прямого договора, или путем постоянного употребления придают чему-либо определенное условное значение и оно становится знаком. У одних народов черный цвет является знаком траура, у других народов таким знаком является белый цвет.
Социально обусловленной является и избирательность восприятия, т. е. способность фиксировать внимание в момент восприятия на каких-то вещах и деталях, не замечая в то же время каких-то других вещей и деталей. Это явление имеет различные причины, но главными являются причины социальные. К ним относятся: социальная установка, уровень развития знаний, развитие способностей к ощущению, профессиональная принадлежность, характер потребностей, нравственная и идеологическая ориентация, привычность часто повторяющихся явлений. В результате одни события и явления человек замечает, другие как бы остаются вне поля его зрения. К примеру, факты расовой дискриминации традиционно не воспринимаются частью белого населения южных штатов США.
Знание социально-исторических характеристик восприятия имеет большое значение для идеологической работы с той или иной группой населения. Это позволяет пропагандисту вызвать у людей нужные ему ассоциации, обратить внимание на определенные явления и события.

Социально-психологические особенности мышления

В качестве основных социально-психологических особенностей мышления выступают: особенности обобщения, избирательность мышления, система понятий и степень их абстрактности, формы их движения. Являясь результатом предшествующего опыта, эти характеристики превращаются в психологический фактор, становясь своеобразным психическим «прокрустовым ложем» механизма мышления.
В процессе обобщения человек устанавливает связи между явлениями, особенно детерминирующие, причинные связи. Возникшие у человека или унаследованные им представления о причинности, о связи материи и духа, пространственно-временном размещении предметов и процессов создают своеобразный каркас процесса мышления, на который нанизываются анализируемые явления. Эти представления лежат в основе мировоззрения людей, которое, сформировавшись или формируясь, оказывает направляющее влияние на процесс мышления, создавая определенное умонастроение в отношении анализируемых явлений. Если человек верит в действие каких-то сверхъестественных сил, то любое явление, естественные причины которого не видны, он легко относит к действию сверхъестественного, и реальность его не вызывает у человека сомнения.
Избирательность мышления состоит в том, что не все восприятия переводятся на уровень понятий и суждений, т. е. полностью осознаются. Кроме того, в процессе мыслительного отражения реальности личность может, с большей или меньшей степенью сознательности, избегать каких-либо суждений, не допускать мысли о чем-то. Если вы уверены, что товарищ И.— отличный человек, а вам говорят, что у него есть плохие черты характера, вы, может быть, и не захотите думать об этом.
Иногда избирательность мышления характеризуют как его «широту» и «узость», а также «глубину» и «поверхностность». При определенной избирательной узости может быть достигнута большая глубина мышления, т. е. большее проникновение в отражаемые процессы.
Избирательность мышления зависит как от субъективных условий, так и непосредственно от объективных. Субъективные условия — это направленность личности (ее потребности, установки, ценностные ориентации, интересы), ориентированной на какие-либо определенные явления, предметы. Объективные условия — социальное положение личности, т. е. социальная среда и место, в ней занимаемое. Крестьянину, живущему в глухой деревушке, ведущему натуральное хозяйство, трудно составить широкие и адекватные представления о социальных процессах за пределами его мирка. Его мышление часто бывает узкоизбирательно и ориентировано на непосредственно окружающие его явления.
Избирательность мышления людей нужно учитывать в пропагандистской и агитационной деятельности. Работая с той или иной аудиторией, пропагандист всегда должен принимать во внимание характер избирательной направленности, типичной для данной аудитории, с тем чтобы вывести слушателей (читателей, зрителей) из круга привычных представлений, когда это необходимо, или, наоборот, опереться на них.
Другая группа социально-психологических особенностей мышления касается системы понятий. Сюда входят прежде всего объем понятийного аппарата, которым оперируют люди, отражая действительность, и степень абстрактности понятий. Объем понятийного аппарата, абстрактность понятий и суждений человека отражаются в его речи. В масштабах общества объем понятийного аппарата, которым оперируют его члены, характеризуется через словарный состав языка — количество слов, их многозначность, развитость терминологии. Объем понятийного аппарата и выражающего его словарного запаса может относиться как к народу в целом по сравнению с другим народом, так и к какому-либо классу, слою, группе и личности по сравнению с другими классами, слоями и личностями того же общества.
Развитые современные языки обладают словарным составом в десятки тысяч слов, но вряд ли найдется человек, который «знает» все слова, т. е. может соотнести их с понятиями и признаками вещей и процессов. Это зависит не только от памяти, но и от уровня образования, от профессии, от социальной среды и места личности в ней, т. е. обусловлено социальными причинами. История развития человечества показывает, что мышление изменялось от конкретно-образного к абстрактному, отвлеченному. Этот процесс происходит как в развитии всего человечества, так и в развитии личности, причем конкретно-образное и абстрактное мышление всегда находятся в определенной взаимосвязи. Пропагандист должен учитывать это в своей работе с аудиторией, помогать слушателям развивать абстрактное мышление, подводить их к отвлеченным понятиям через наглядно-образное изложение материала.
Движение понятий в сознании человека осуществляется или ассоциативным путем, или логическим следованием (ассоциативное мышление и логическое мышление), или в их совокупности. Предметы и процессы окружающего нас мира находятся во взаимных связях (устойчивых — необходимых или преходящих — случайных), которые отражаются в мышлении человека. Встретив какой-либо предмет или вспомнив о нем, мы вспоминаем и о связях этого предмета с другими предметами. В этом именно и заключается ассоциативность нашего мышления. Вы встретили на улице человека, вспомнили, что год назад он сидел рядом с вами на публичной лекции, подумали о лекции, ее содержании («О загрязнении атмосферы»), стали размышлять об этой проблеме, решили, что обязательно нужно провести следующее воскресенье за городом, и т. д. Так от встречи со случайным знакомым мысль пришла к отдыху в загородной местности. Наше мышление путем ассоциаций часто плетет причудливую цепь суждений, казалось бы логически не связанных друг с другом. В приведенном примере ассоциация шла по линии непостоянных связей. Но в каждой определенной социальной среде могут возникать достаточно устойчивые связи между предметами и явлениями, с которыми встречаются личность или группа, живущие в данных условиях. Так возникают устойчивые ассоциации, свойственные определенным группам людей, когда они понимают друг друга «с полунамека». Так же возникают и устойчивые барьеры непонимания на основе негативных ассоциаций.
Особенности логического движения мысли неразрывно связаны с проблемами аргументации и убеждения, которые будут рассмотрены ниже.

Явление стереотипизации

Важная особенность переработки личностью внешнего воздействия — явление стереотипизации. В основе явления стереотипизации лежат так называемые стереотипы — сложившиеся в сознании людей духовные образования, эмоционально окрашенные образы, передающие значения, которые сочетают в себе элементы описания, оценки и предписания. Вместе с тем стереотип — это не просто образ, но «стандартизованный», упрощенный образ какого-либо явления действительности, это схема, лишь фиксирующая некоторые черты явления, иногда не существующие, а приписываемые ему субъективно. Объективным результатом стереотипизации является упрощенное, схематическое, иногда близкое к истинному знанию, иногда искаженное представление действительности, которое выступает в качестве своеобразного психологического барьера на пути к его дальнейшему познанию.
Стереотипы принимаются людьми за знание, однако фактически содержат в себе лишь неполное и одностороннее описание какого-то факта действительности. Это описание, как правило, сочетается с сильными эмоциональными отношениями (симпатия или антипатия, принятие или непринятие) и с установленным традицией или обычаем предписанием поведения и оценки подобного факта действительности. Стереотипы обычно некритически усваиваются человеком под влиянием его социального окружения.
Стереотипы различаются качественно: они могут быть более или менее близкими к истине и могут быть ложными, неузнаваемо искажающими объект своего отражения. Если измерять стереотипы критериями научной истины и строгой логики, то их придется признать крайне несовершенными средствами мышления. И тем не менее стереотипы существуют и широко используются людьми, хотя они и не осознают этого.
Явление стереотипизации сохраняется потому, что оно избавляет человека от необходимости творчески перерабатывать все впечатления от окружающей человека физической и социальной среды. Без стереотипизации людям пришлось бы детально интерпретировать каждый новый факт, каждую ситуацию, как если бы они не имели никакого жизненного опыта. На основе стереотипизации складываются социальные эмоционально-окрашенные образы типов людей, составляющие важнейшие элементы идеологического и политического сознания. «Например, образы капиталиста-хозяина или рабочего являются своеобразными стереотипами. Достаточно упомянуть в связи с забастовочным движением в буржуазных странах о взаимоотношениях капиталистов и рабочих, как сразу же в нашем сознании возникают образы этих социальных типов. И они оказывают известное влияние на наше представление об окружающем мире, на оценку событий, фактов действительности».
Возникают стереотипы в силу действия двух определенных тенденций человеческого сознания. Во-первых, это конкретизация — стремление к ассоциации абстрактных понятий с какими-либо конкретными образами, обладающими привычной реальностью, и, во-вторых, это упрощение, суть которого сводится к выделению одного или нескольких простых признаков в качестве ведущих для обозначения сложных явлений. В рамках этих двух тенденций человек фиксирует в своем сознании воздействие внешней для себя социальной среды.
Итак, внешнее воздействие фиксируется не только мыслью, но также в эмоциях и чувствах, в программах движений и действий. При этом обобщение и фиксация могут идти не только раздельно по каждому уровню (мысль, эмоция, движение), но и в едином комплексе этих трех уровней. Опыт показывает, что подобные «трехкомпонентные» образования возникают именно в процессе фиксации повторяющихся ситуаций, когда к определенным фактам внешней среды личность вырабатывает определенное отношение — позицию и действует в связи с этим определенным образом. Подобное образование и есть полный стереотип.
Стереотип может не иметь одного из компонентов, и тогда возникает неполный стереотип — мыслительный, эмоциональный или моторный. Таких стереотипов значительно больше, чем полных. Еще больше эта гамма стереотипов расширяется в зависимости от того, в какой форме образуется стереотип на уровне сознания — в понятийной или образной. Например, образный стереотип «буржуа» начала века — толстый, с огромным животом человек во фраке и цилиндре.
Формирование стереотипа осуществляется двумя путями: в процессе непосредственного взаимодействия личности с социальной средой и в процессе коммуникационного воздействия, т. е. через пропаганду, обучение и воспитание личности.
Особое место здесь занимает идеологическое воздействие, как основной путь формирования идеологических стереотипов, т. е. создание в психике связей «социальная среда — отношение, позиция — социальная активность», выражающих определенные классовые интересы. Идеология, как известно, отнюдь не всегда выступает в виде стройной, теоретически обоснованной программы, в виде рационально постижимого мировоззрения. «Идеология может выступать в виде различных идеологических стереотипов массового сознания — представлений о добре и зле, распространенных политических иллюзий, моральных запретов, культурных стандартов, религиозных предрассудков...». При этом влияние таких идеологических стереотипов в ряде случаев может быть даже более глубоким и эффективным, чем систематизированных идеологических воззрений. Назначение таких стереотипов — вынуждать индивида и группы подгонять поведение и даже мышление к господствующим типам поведения и способам мышления данного общества, данной социальной среды. Наиболее характерным примером системы таких идеологических стереотипов является идеология «американизма». Учитывать явление идеологического стереотипа крайне Важно в пропагандистской деятельности.
Та или иная система стереотипов возникает в процессе стереотипизации взаимодействий личности или группы с социальной средой. Очевидно, что стереотипизация зависит от личности (группы), социальной среды и места личности (группы) в социальной среде. Эти зависимости порождают особенности процесса стереотипизации.
Особенности эти можно свести к двум группам: направленность (избирательность) стереотипизации и усеченность стереотипизации. Направленность состоит в том, на какие факторы социальной среды направлен процесс стереотипизации. Особенности усеченности состоят в предпочтении моторной, эмоционально-чувственной или мыслительной стереотипизации, понятийной или образной формы, установочного стереотипа или поведенческо-деятельного стереотипа.
Знание особенностей стереотипизации и социальных стереотипов имеет большое значение для эффективности и практической действенности идеологической работы, особенно в области пропаганды и агитации.

Истинное и ложное в опыте

В результате воздействия внешнего мира и переработки этого воздействия, в том числе идеологического, человек приходит к определенным выводам о предметах, явлениях и процессах, определяет свое отношение к ним, т. е. приходит к определенному знанию в виде идей и суждений, к определенным стереотипам. Знания могут быть истинными и ложными. Стереотипы в силу своей природы всегда чем-то отличаются от истины. Истина и заблуждение не являются абсолютно полярными категориями ввиду их относительности, поскольку «то, что ныне признается истиной, имеет свою ошибочную сторону, которая теперь скрыта, но со временем выступит наружу; и совершенно так же то, что признано теперь заблуждением, имеет истинную сторону, в силу которой оно прежде могло считаться истиной...».
В отличие от философской теории познания, социальную психологию интересует не только вопрос критерия истинности знаний, того, как отделяется истина от заблуждения, но и то, как образуются заблуждения, как они принимаются за истину.
Основные процессы возникновения заблуждений вскрыты В. И. Лениным в его концепции гносеологических и классово-социальных корней идеализма. Заблуждения образуются в результате того, что процесс познания является сложным и противоречивым процессом, в котором легко и незаметно для познающего субъекта можно оторваться от действительности, подойти к ней односторонне и абсолютизировать какую-то отдельную сторону действительности. Это абсолютизирование поддерживается (осознанно или неосознанно) социальными условиями жизни людей, их социально-классовой принадлежностью, социально-классовыми интересами. К примеру, каждая нация имеет свои национальные особенности и интересы, однако раздувание этих интересов, превращение их в абсолют приводят к национализму, к националистическим теориям, извращенно толкующим место и социальную роль наций.
Таким образом, заблуждения — это не просто выдумки злонамеренных людей, а момент процесса познания, результат его диалектической и социальной противоречивости.
Заблуждение — это реальный факт, извращенный в результате гносеологических и социальных причин путем превращения его в абсолют, введения в несуществующую систему связей. Заблуждение — это неправильное знание, принимаемое в силу гносеологических и социальных причин за истину. Осознанно вносимое заблуждение есть ложь.
Отделение истины от заблуждения происходит в конечном итоге в процессе социальной практики. Поэтому основным критерием истинности, как показывает марксистско-ленинская философия, является материально-практическая, преобразующая деятельность человечества, общественная практика. На межличностном уровне практика как критерий истины диалектически преобразуется в непосредственный опыт. Непосредственный опыт не совпадает полностью с общественной практикой. Включая определенный социально-практический момент, он проявляется как личные, непосредственные наблюдение и переживание. Эти непосредственные наблюдение и переживание и выступают для субъекта критерием истинности, критерием отделения истины от заблуждения. Этот критерий не является решающим, он очень и очень относителен и в конечном итоге подчинен практике, но на психологическом уровне действует самостоятельно. «Я это видел сам» — аргумент довольно сильный. Но можно видеть по-разному, чему примером являются свидетельские показания, их разнобой и противоречивость. Кроме того, «видеть» — не значит «понимать», существует правда факта и правда обобщения.
Критерием истинности, также относительно самостоятельно выступающим на психологическом уровне, является логический критерий — следование законам логики. Из правильных, истинных, общих положений (характеристики класса вещей) можно логическим рассуждением прийти к каким-либо истинным утверждениям. Поэтому для человека рассуждение, построенное по законам логики, обычно выступает как истинное.
Очень важным является вопрос о том, как заблуждения принимаются за истину. Это одна из сложнейших проблем как научной, так и идеологической деятельности. Для решения этого вопроса мы должны ввести понятие убеждение, которым обозначается такое знание, в истинности которого человек уверен, и эта уверенность поддерживается не только рассудочно, но и эмоционально, в связи с чем это знание выступает как устойчивый мотив действия.
Убеждением могут быть как истина, так и заблуждение. Необходимо подчеркнуть, что одной из важнейших задач идеологического воздействия является превращение знания в убеждение. Это превращение знания в убеждение осуществляется благодаря тому или иному способу внутренней аргументации, представляющей систему внутренних (и внешних — со стороны коммуникатора) доказательств. Система доказательств всегда связана с критериями истинности знаний, в конечном итоге с практикой. Относительный характер практики как критерия истинности и еще большая относительность непосредственного наблюдения и логических критериев дают возможность создавать такие системы аргументаций, которые способны превратить заблуждение в убеждение.
Обращение к непосредственному наблюдению часто выступает сильным доводом, аргументом в доказательстве какого-либо положения. Поэтому ложное обобщение, аргументированное односторонне подобранными реальными фактами, способно превратить заблуждение в убеждение.
Вариантом доказательства от непосредственного наблюдения, вместе с тем существенно отличающимся от него, являются аргументы участия в событиях и процессах. Аргумент практического участия более действен, более эмоционален. Не правда ли, фраза «Я был участником этой демонстрации, звучит гораздо сильнее, чем «Я видел эту демонстрацию»? Участие дает возможность более детально разобраться в фактах. Но очевидно, что это зависит и от места участника в событиях, и от его роли, определяющей широту охвата события, реальных фактов. В то же время нужно иметь в виду, что позиция участника — позиция не беспристрастная, и накал страстей может приводить к видению других фактов, к другой их интерпретации, чем позиция беспристрастного наблюдателя.
Логическая аргументация, как мы уже говорили, основана на построении доказательства в соответствии с правилами и законами логического следования. Логическая аргументация способна превратить в убеждение как истину, так и заблуждение. Как сказал однажды немецкий математик Гаусс, математика как мельница, она все перемелет, но получится ли мука — зависит от того, что засыпят в эту мельницу. Это в равной степени относится к логике. Само по себе следование законам логики не дает истины, это зависит от истинности исходных посылок. Поэтому путем логической аргументации можно из ложных посылок прийти к заблуждению, представив его как истину, т. е. убедить в «истинности» заблуждения. И с другой стороны, при незаметных нарушениях законов логики можно, исходя из правильных посылок, прийти к заблуждению, превратив его в убеждение. Кроме вышеназванных существуют производные системы аргументации: аргумент к традиции, аргумент к большинству (мажоритарный), аргумент к личности (персонально-авторитетный).
Аргумент к традиции — доказательство правильности какого-либо знания со ссылкой на его существование в поколениях людей, главным образом предков. Традиционное знание может быть как истинным, так и ошибочным. Традиционное заблуждение есть предрассудок. «Так думали наши деды и прадеды и ничего, жили. Следовательно, с такими идеями и мы проживем» — таков типичный тезис аргументирования к традиции.
Аргумент к большинству заключается в утверждении истинности какого-либо знания потому, что так думает большинство: большинство народа, класса, слоя, группы. Аргумент достаточно шаткий, так как и большинство может ошибаться, но тем не менее он действует.
Аргумент к личности коммуникатора основан на признании того, что коммуникатор по ряду причин знает по данному вопросу больше других. В связи с этим существуют различные виды аргументов к личности: старшинства — авторитет старшего по возрасту и больше видевшего; образовательный — много учился, знает больше; административный — занимает высокую должность, имеет широкий кругозор; интеллектуальный — умный человек.
Все эти системы аргументации основаны на таком социально-психологическом явлении, как авторитет: авторитет опыта прошлых поколений, авторитет большинства, авторитет уважаемой личности.
Знание социальных особенностей аргументации имеет важное значение для эффективности идеологического сообщения, ибо от этого зависит превращение идей пропагандиста в убеждение слушателей. Система аргументации сообщения должна соответствовать внутренней аргументации, характерной для слушателей, и прежде всего базироваться на непосредственном, практическом опыте аудитории.
Итак, в процессе восприятия, мышления, стереотипи-зации и внутренней аргументации формируется опыт личности в виде идей, суждений, навыков, умений и стереотипов, которые аккумулируются в памяти.

Социально-психологические особенности памяти

Память представляет собою социально обусловленный процесс аккумуляции, сохранения и воспроизведения опыта и знаний. (Мы здесь сосредоточиваем внимание на социально-психологических особенностях памяти, оставляя в стороне ее общепсихологические характеристики.) Содержание памяти представляет собой отражение действительности как в виде определенной системы научного знания, так и в виде обыденных знаний.
Содержание знаний может оформляться в логических понятиях и суждениях, в образах, в дискурсивной и иконической формах.
Важной социально-психологической характеристикой является оформление знаний по характеру цели, которую преследует познающая личность. В этом случае возникают объективно-фактические, оценочные и нормативно-алгоритмические знания. Каждый из этих видов знания, как и их соотношение, может иметь как жесткий стереотипизи-рованный, так и гибкий характер. Следовательно, в определенной своей части содержание памяти должно быть рассмотрено также по характеру передачи опыта. Как известно, опыт бывает непосредственный и опосредованный. Но опыт опосредованный может быть опытом современников и опытом прошлых поколений. Опыт прошлых поколений, не имеющий достаточного научного обоснования, переданный и используемый последующим поколением, называется традицией. Традиции могут быть как передовые, прогрессивные, так и консервативные, носящие характер предрассудков. Так, Ф. Энгельс отмечал, что рабочие в Англии «скованы различными традициями. Прежде всего буржуазными традициями: так, например, очень распространенным предрассудком, будто возможны только две партии: консервативная и либеральная...».
С подобными мнениями-традициями, которые не соответствуют действительности и являются тормозом социального развития, марксисты-ленинцы должны бороться. Но вместе с тем нужно всячески поддерживать революционные традиции, которые способствуют развитию общества,— традиции освободительной борьбы, коммунистических партий, рабочего класса.

Социальная ориентация

И наконец, содержание памяти может быть рассмотрено по характеру ориентации опыта личности и группы. В общем плане социальная ориентация является осознанием потребностей и условий их удовлетворения. Иначе говоря, социальная ориентация есть комплекс знаний, систематизированный относительно потребностей и условий их удовлетворения. Процесс формирования социальной ориентации складывается из осознания потребностей, их сравнения с предметами и явлениями окружающего мира и выработки отношения-позиции к миру. Следовательно, в процессе формирования социальной ориентации можно различить три этапа: 1) осознание потребностей; 2) сравнение потребностей с предметами и явлениями окружающего мира и выработка отношения-позиции к миру; 3) формирование осознанного стремления к вещам, условиям и формам удовлетворения потребностей.
Рассмотрим особенности каждого этапа и соответствующего социально-психического состояния личности. Осознание потребностей осуществляется на базе определенного способа мышления и формулируется в форме требования личности к окружающей среде. Формула «мне требуется» или «нам необходимо» является базовой формулой осознания потребности. Осознание потребности происходит всегда на основе определенного способа мышления, и в силу этого характер осознания зависит не только от характера потребностей и социальных условий их формирования, по и от характера мышления. Это создает возможности для искаженного осознания потребностей, и, следовательно, требование может не совпадать с действительной потребностью и тем более с необходимостью.
Осознанные потребности — требования — классифицируются по системам потребностей. Личность в своих требованиях может исходить из индивидуальных, групповых, классовых и общественных потребностей. Требования могут быть материальными и духовными. Анализ требований личности, предметов любопытства и желаний служит одним из источников изучения потребностей личности.
Вторым этапом формирования социальной ориентации является сравнение потребностей с предметами и явлениями окружающего мира и выработка отношения к миру.
Этот этап определяется четырьмя условиями: 1) характером и объемом фактических знаний; 2) потребностями и - требованиями; 3) уровнем развития общества (общественного бытия и общественного сознания); 4) социальным статусом (положением в социальной среде) личности.
Таким образом, отношение (собственно социальная ориентация) является производным от многих зависимостей.
Уровень развития общества (общественное бытие) определяет наличие предметов и явлений, на которые может быть ориентирована личность для удовлетворения потребностей. Общественное сознание определяет некоторые готовые научные, идеологические, нравственные формы ценностных ориентации.
Социальное положение личности определяет возможности непосредственного участия в событиях, степень информированности и возможности освоения вещей для их потребления. Чем больше информации, тем четче может быть сформулировано отношение, тем точнее будет ориентация.
В основе социальной ориентации лежит осознанная и разделенная ценность.

Понятие ценности

Ценность - это понятие, выражающее положительную или отрицательную значимость предмета или явления. Ценность, ценностные свойства не являются какими-то особыми объективными свойствами предметов и явлений. Здесь уместно вспомнить мысль К. Маркса, что предметам и явлениям, удовлетворяющим потребности, люди дают «особое (родовое) название... они стараются при помощи более или менее часто повторяющейся деятельности овладеть ими и таким образом также сохранить их в своем владении; они, возможно, называют эти предметы «благами» или еще как-либо, что обозначает, что они практически употребляют эти продукты, что последние им полезны; они приписывают предмету характер полезности, как будто присущий самому предмету...». Вне всякого сомнения, это целиком и полностью относится к понятию ценности.
Осознание потребностей и их сравнение с предметами окружающего мира — это первый основной путь создания ценностных представлений, каким в опыте личности образуется система ценностных представлений. Вторым путем является коммуникационный, т. е. образование ценностных представлений путем обучения, воспитания, идеологического, педагогического и других видов воздействия.
В этом случае ценностями для субъекта становятся определенные стереотипизированные ценностные представления, имеющие уже место в обществе. Этот механизм проявляется и в случае первого основного пути, когда новые потребности личности могут осознаваться в форме уже имеющихся в обществе ценностных представлений. Характерным в этом отношении может быть указание К. Маркса на то, что новые потребности буржуазии в период ее формирования осознавались сначала в религиозной форме, т. е. в форме ценностных представлений религии.
Итак, у каждой личности формируется определенная система ценностных представлений, элементы которой могут находиться в самых различных взаимосвязях. Эти системы могут быть фрагментарными, представляющими собой конгломерат различных ценностных представлений. Они могут быть целостными, ориентированными и подчиненными каким-то наиболее важным для личности ценностям, образующим базовые ценностные представления, которым подчинены другие ценности и в зависимости от которых могут изменяться оценки других предметов.
Наряду с выделением базовых ценностей при анализе системы ценностных представлений необходимо различать три вида ценностей: ценность-объект освоения для удовлетворения потребности; ценность-средство освоения ценности-объекта; ценность-условие освоения ценности-объекта с помощью определенных средств. К примеру, чтобы удовлетворить потребность в просмотре какого-либо кинофильма, нужно посетить кинотеатр, купить билет, иметь деньги и свободное время. В этом случае кинофильм — ценность-объект, посещение кинотеатра — средство, деньги и свободное время — условие.
На основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации личности. Они имеют как рассудочные, так и эмоциональные аспекты, представляют собой единство эмоционального и рационального. Поскольку ценностные ориентации основываются на ценностных представлениях, то личность, та или иная группа могут использовать в качестве таковых уже имеющиеся в обществе ценностные представления. Эти представления социально и идеологически отфильтрованы, и потому через них происходит прямое влияние общества и классов иа формирование системы ценностных ориентации.
Мы знаем, что ценностные ориентации связаны с потребностями через ценностные представления. Как следствие ценностные ориентации обладают более высокой степенью свободы от потребностей, более удалены от них. Это приводит к относительно свободной субординации ценностей в сознании личности, когда в качестве базовых ценностей системы ориентации берутся не материально-экономические явления, а явления политического, религиозного, философского, эстетического плана.
Перестройка системы ценностных ориентации на базовые ценности духовного порядка происходит при условии достаточно устойчивого удовлетворения потребностей материально-экономического порядка. Это наиболее общая закономерность перестройки ценностных ориентации. Она сочетается с другой закономерностью. В специфических ситуациях, особенно кризисных, когда решающее значение приобретает ценность-средство или ценность-условие, неважно, какого порядка, она становится базовой ценностью, вокруг которой субординационно перестраивается вся система ценностных ориентации субъекта.
К примеру, победа советского народа в ходе Великой Отечественной войны была решающим условием дальнейшего развития советского народа, поэтому достижение победы стало базовой ценностью, которой было подчинено все. Ради победы советские люди терпели лишения и отдавали жизнь.
Другим видом субординационной перестройки системы ценностных ориентации является установление зависимости между тремя родами ценностей — объектом, средством и условием.
На низших ступенях развития системы ценностей эти элементы могут не осознаваться в их взаимосвязи, и тогда система ценностных ориентации будет неполной. В этих случаях доминирующее значение может приобретать ценность-средство, превращаясь в базовую ценность всей системы ценностных ориентации личности. Например, деньги, средство достижения различного рода ценностей, могут становиться для некоторых людей базовой ценностью в условиях товарно-денежных отношений.
Ценностные ориентации выражаются в социальной установке, социальной оценке и социальном интересе.

Социальная установка

Известно, что «ни одна деятельность не начинается с «пустого места,», так сказать без программы, как конституирующего момента деятельности». В качестве своеобразной предваряющей программы и самых элементарных действий, и самых сложных актов, связанных с возможностью выбора вариантов деятельности и поведения, выступает установка. Свое влияние на поведение и деятельность установка проявляет через ряд функций, совокупно выступающих как «практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку».
Термин «установка» имеет свой специфический смысл в общей психологии, поэтому мы будем говорить о социальной установке. Социальная установка — это выражение ценностной ориентации в форме социально детерминированной предрасположенности личности (группы) к заранее определенному отношению-позиции к данной вещи (человеку, явлению, событию).
Социальная установка имеет широкий спектр различных вариантов не только по предмету, но и по своим социально-психологическим особенностям.
Основной путь формирования социальной установки — путь непосредственного участия личности в практической жизни, ее собственный опыт. При этом установка может реализоваться как настроение, как определенный эмоциональный или эмоционально-рассудочный настрой в отношении данного объекта — оптимистический или пессимистический, романтический или скептический. Аналогичными причинами вызывается и такой вариант установки, как ожидание (надежды) определенных социальных действий, результатов, сообщений от социальных институтов, процессов и людей.
Социальные установки могут формироваться другим путем — путем превращения ценностного представления в установку. Это происходит тогда, когда ценностное представление об одном предмете переносится по аналогии на все более или менее подобные предметы, в результате чего и образуется определенная установка на эти предметы.
Социальные установки могут формироваться и в процессе коммуникации. В ходе воспитания, обучения, идеологического воздействия образуются определенные социальные установки, необходимые обществу, классу, воспитателю. Эти установки могут иметь как бессознательный, так и осознанный характер, т. е. рассудочно осознаваться как определенное отношение.
Важнейшей характеристикой социальной установки является ее классовый характер (речь, конечно, идет об объектах, представляющих интерес для какого-либо класса). Классовый характер социальных установок состоит, по существу, в том, что они ориентируют личность на такое отношение к событиям и явлениям, которое выгодно какому-то классу.
При анализе социальных установок следует различать причины их образования, о которых говорилось выше, от мотивации, т. е. от того, как личность объясняет свои установки по отношению к объекту. Очевидно, что мотивация представляет собою ту или иную степень осознания личностью социальных установок. Анализ мотивов социальных установок имеет большое значение для практики идеологической работы, ибо позволяет выбрать более точную аргументацию для закрепления или изменения установок личности.
Социальная установка — это одна из форм осознания потребностей и социальной ориентации, второй формой является социальная оценка.
Оценка представляет собой выражение одного из видов отношения субъекта к объекту, отношения, которое заключается в том, что субъект определяет соответствие объекта или его отдельных сторон и свойств критериям, им выдвигаемым.
В связи с этим в структуре логики оценок имеются четыре «компонента»: субъект, объект, основание и характер, где субъектом является тот, кто высказывает и производит оценку, объектом — вещь или ее свойство, которое оценивается, основанием — критерии, с позиций которых производится оценка («Это плохо, потому что вредно для здоровья» — «вредно» есть основание), и характер оценки (плохо, хорошо), который может быть и сравнительным («Это лучше, чем то»). Оценка подразделяется на три степени: положительная, нейтральная, отрицательная.
Поскольку всякая оценка основана на определенных принципах, это допускает чрезвычайно большое разнообразие оценок не только по различию субъектов и объектов, но и по различию оснований. Одним из таких видов оценок является ценностное отношение, когда основанием оценки являются уже сложившееся у личности представление о ценности, ценность-идеал, или же реальный предмет, рассматриваемый как ценность,— референтная ценность. Так возникает ценностное суждение как вид оценочного суждения, где социально-ценностная оценка имеет осознанный характер. Давая ту или иную оценку, субъект всегда осознает свое отношение к объекту. Одной из форм выражения социальной оценки является общественное мнение, т. е. мнение какой-то группы людей об общественных явлениях.
Итак, на базе потребностей (их осознания) и знаний о мире возникает социально-ценностная ориентация в форме социальных установок и оценок, которые могут быть названы первичными аналитическими формами социально-психологического процесса. Аналитическими мы их называем потому, что они являются результатом определенного анализа действительности со стороны личности.
Целостное единство первичных аналитических форм создает вторичную аналитическую форму, производную от первичных форм и потому более сложную, которая называется интересом.
Интерес — осознанная направленность личности или группы на какую-либо вещь как на ценность-объект освоения. Интерес характеризуется определенной осознанностью субъектом данного психологического состояния в отношении какой-либо вещи. Эта осознанность состоит в том, как субъект понимает ценность вещи для себя. Когда же речь идет о том, чтобы осознать свой интерес, имеется в виду необходимость найти такие ценности, которые действительно отражают потребности личности, группы, класса, общества.
Интерес оформляется в двух психологических состояниях: внимание и стремление. Внимание — это психологическая направленность субъекта без перестройки системы его ценностных ориентации; внимание — это открытие субъектом каких-то ценностных аспектов (или возможных ценностных аспектов) в явлении и вещи. Стремление — это психологическая направленность субъекта, вызывающая перестройку системы его ценностных ориентации, базовой ценностью которой становится данная вещь, явление, способы и нормы их достижения.
Большое значение имеет особая форма интереса — социальный интерес.
Социальный интерес — это направленность системы социальных установок и ценностных ориентации на характер и структуру общественных отношений, необходимых для удовлетворения потребностей и реализации ценностей какого-либо социального класса или слоя. В социальном интересе ценностью-объектом выступают общественные отношения. Структурно социальный интерес складывается из установок, из ценностных ориентации (или их элементов) на определенные общественные отношения и на способы и нормы удержания и реализации этих общественных отношений.
Социальный интерес имеет различные степени развития, которое зависит от развития потребностей класса. Это является, в свою очередь, результатом развития общественно-экономической формации. Развитый социальный интерес включает ценностные ориентации на основные (базисные и надстроечные) виды общественных отношений и способы их достижения.
Развитым социальным интересом рабочего класса является ориентация на социалистическую общественно-экономическую формацию, достигаемую в результате социалистической революции при определенных объективных предпосылках к этому.
В основе социального интереса находятся ценностные ориентации, установки и оценки на экономические отношения, и прежде всего характер собственности, являющейся базовой ценностью системы социального интереса. Социальный интерес является основой любой классовой идеологии, которая и представляет собой теоретическое обоснование социального интереса класса. Нами рассмотрены основные социально-психологические формы, в которых осуществляется переработка внешних воздействий (социальной среды) личностью. Они образуют определенную систему, обладающую особенностями, знание которых чрезвычайно важно для понимания этой группы социально-психологических процессов.
Сложившаяся у личности система социально-психологических форм не является жесткой системой с раз и навсегда данными однозначными связями. Взаимодействие потребностей (различного рода) и социальной среды (в конечном итоге, общественное бытие и общественное сознание) образует детерминирующее поле, в рамках которого связи системы имеют вероятностно-статистический характер.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +