Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Участие в деятельности - основа взаимодействия личности с социальной средой


"Социальная психология. Краткий очерк"
Под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина.
М., Политиздат, 1975 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Социальная среда и личность постоянно находятся во взаимодействии: социальная среда воздействует на личность, формирует ее; личность, действуя в социальной среде, вступая в отношения с другими личностями, через участие в деятельности различных общностей создает эту среду, придает ей определенное социальное качество, детерминируемое в конечном итоге уровнем развития производительных сил и производственных отношений.
Формирование личности, по меткому определению М. И. Калинина, через обучение, самообразование, выливающиеся в самые различные формы, «идет параллельно течению жизни». Социальная среда, в которой осуществляется «течение жизни», оказывает самое глубокое влияние на этот сложный процесс.

Деятельность и поведение

Марксистская социальная психология рассматривает явление психической жизни личности и групп в неразрывной связи с их деятельностью. Деятельностный подход к изучению сознания людей является методологическим принципом марксистской социальной психологии.
Вопрос о деятельности имеет важное мировоззренческое значение. Именно по этой причине выяснению сути человеческой деятельности К. Маркс и Ф. Энгельс уделили внимание в своей работе «Немецкая идеология». Они писали: «Предпосылки, с которых мы начинаем,— не произвольны, они — не догмы; это действительные предпосылки, от которых можно отвлечься только в воображении. Это — действительные индивиды, их деятельность и материальные условия их жизни, как те, которые они находят уже готовыми, так и те, которые созданы их собственной деятельностью». Только из этих предпосылок может исходить любая общественная наука, в том числе и социальная психология.
Принцип деятельности в анализе социально-психологических явлений, закономерностей и процессов состоит в том, что человек, группы людей рассматриваются как активные субъекты, преобразующие природное и социальное окружение. Деятельность сама по себе при этом подходе рассматривается как «система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие».
В самом широком смысле деятельность есть целенаправленное воздействие субъекта на объект. Вне отношений субъекта и объекта деятельность не существует. Деятельность всегда связана с активностью субъекта, направленной на объект. Субъектом деятельности во всех случаях является человек или группа людей, в то время как объект деятельности может быть и человеком, и животным, и неодушевленной вещью.
Субъект деятельности, а также объект деятельности, представленный людьми, могут воплощаться в личности, в малой группе, в большой организованной группе, в классе, в народных массах и социально-этнических общностях (племени, народности, нации). Рассматривая категорию деятельности, необходимо определить связанные, но не совпадающие с ней понятия — «действие» и «поступок».
Действием называют относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной ограниченной текущей задачи. Действия — это те кирпичи, из которых складывается здание деятельности. Любое действие, в свою очередь, раскладывается на ограниченные элементы, связанные между собой в пространстве и времени. Следует, однако, иметь в виду, что термин «действие» может иметь и другие значения.
Таким образом, деятельность состоит из действий, под которыми понимаются некоторые совокупности процессов познания и исполнения, направленных на достижение ближайшей осознанной цели.
В процессе деятельности люди совершают различные действия. В зависимости от конкретной цели принято различать следующие виды действий:
— двигательные действия, совершаемые с целью удержать или переместить какой-либо внешний объект или свое тело в пространстве;
— гностические действия, совершаемые с целью получения знания о факте действительности и удержания этого знания в сознании; гностические действия подразделяются на перцептивные, мнемические, логические. С помощью перцептивных действий воспринимаются факты действительности; мнемические и логические действия, иногда объединяемые под названием интеллектуальных, составляют сущность мыслительной деятельности. Совокупным итогом предыдущих и необходимым компонентом последующих гностических действий является опыт, посредством которого обеспечивается связь системы знания с познаваемым объектом;
— социально-коммуникативные действия, направленные на установление, поддержание или прекращение взаимоотношений между людьми или взаимодействия между ними. В пределах социально-коммуникативных действий различают собственно коммуникативные действия, совершаемые с целью получения или передачи сообщений, установления и поддержания контактов и т. д.; организующие действия, направленные на побуждение других к действиям или к оценке их действия; обслуживающие действия, направленные на удовлетворение потребностей других людей. Некоторая часть социально-коммуникативных действий, выражающих субъективное состояние человека или его отношение к другим людям, к принятым ими нормам или к их целям и ценностям, составляет поступки, совокупность которых образует поведение.
Поведение есть превращение внутреннего состояния человека в действия по отношению к социально значимым объектам. Оно представляет собой внешне наблюдаемую систему действий (поступков) людей, в которой реализуются внутренние побуждения человека. Категория поведения по своему объему уже категории деятельности. Деятельность может носить как реально-преобразовательный, так и идеально-преобразовательный характер, а потому быть недоступна внешнему наблюдению. Если деятельность — это самая общая категория, характеризующая активную сущность человека, то категория поведения относится лишь к той сфере жизнедеятельности человека, которая находит свое выражение в непосредственно наблюдаемых и фиксируемых социально-коммуникативных действиях.
Выделяются два вида поведения: вербальное (словесное) и реальное. Вербальное поведение есть система высказываний, мнений, суждений, доказательств и т. п., которые могут быть зафиксированы как явные признаки внутренних психических состояний. Реальное поведение представляет собой систему практических действий (поступков).
Всякая деятельность предполагает определенный социально-психологический процесс, обусловливающий механизм любого вида деятельности: производственно-экономической, политической, научной, художественной, идеологической. Проникнуть в сущность этих социально-психологических процессов помогает изучение деятельности (и поведения), и, таким образом, категория «деятельность» является одним из основных, фундаментальных понятий социальной психологии вместе с понятиями «социальная среда», «группа», «личность».

Что достигается участием в деятельности

Практическая деятельность есть прежде всего трудовая деятельность. В «Капитале» К. Маркс писал: «Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой». Участвуя в деятельности, человек осуществляет кооперацию с другими людьми. Поэтому процесс труда, совершающийся между человеком и природой, есть одновременно и процесс обмена результатами труда и приобретенным опытом с другими людьми. Как следствие для существования личности возникает необходимость постоянного взаимодействия не только с природой, но и с социальной средой. Это взаимодействие осуществляется, с одной стороны, как потребление и познание социальной среды и, с другой, как изменение этой среды. Для того чтобы взаимодействие осуществлялось, необходимо участие в деятельности, посредством которой человек «опосредствует, регулирует и контролирует» свое взаимодействие со средой. Через участие в деятельности прослеживаются механизмы взаимосвязи людей между собой и каждой отдельной личности с социальной средой.
Связи человека с социальной средой возникают благодаря действию, являющемуся движением органов человека, энергия которых направлена вовне. Совокупность действий человека составляет его активность, направленную в конечном итоге на функционирование, сохранение или изменение общественных отношений. Таким образом, человек вступает в связь с миром или через свою активность, или через активность других людей, или же через действия предметов и явлений, энергия которых воспринимается органами чувств человека.
Связь человека с другими людьми через участие в деятельности имеет определенную направленность. Направленность этой связи составляет отношение. Отношение — это направленность активности конкретного человека на установление и поддержание связи с другими людьми. При этом связи могут иметь самый различный характер — познавательный или практический, экономический или политический и т. д.— в зависимости от области и целей деятельности.
Активность человека может быть направлена или на социальную среду (приспособление ее к субъекту), или на самого себя (приспособление субъекта или изменение его состояния относительно среды). Так, существуют две основные, взаимосвязанные и взаимоперекрывающиеся формы проявления активности: деятельность — преобразование человеком среды и отдельных ее элементов и поведение — изменение состояния человека относительно среды и регуляция своих поступков. При этом нужно иметь в виду, что это подразделение имеет относительный характер и что всякая деятельность всегда включает поведение, а всякое поведение всегда в той или иной степени деятельно.
Участие в деятельности и поведение имеют место, как уже знаем, в социальной среде. В процессе деятельности и поведения у человека возникают межличностные отношения, которые строятся в соответствии с принятыми обществом и данной средой нормами. Сопоставляя поведение индивидов и групп с принятыми нормами, его квалифицируют как «нормальное» или «отклоняющееся». В обыденной жизни при соотнесении поступков людей с ценностями определенной общности принято говорить о принципиальном или беспринципном, благородном или «безобразном» поведении. Оценивая поведение других по отношению к себе самим или к своей группе, люди могут считать его дружеским, безразличным, враждебным, агрессивным.
В области политической жизни мы встречаемся с понятиями «политического» и «аполитичного», «партийного» и «непартийного» поведения. Значительная часть деятельности соперничающих политических партий в современных капиталистических странах направлена на то, чтобы добиться изменения политического поведения определенных групп людей — в избирательных кампаниях, например. В своей идеологической и организационной деятельности коммунистические партии стремятся создать условия, в которых поведение их членов максимально соответствовало бы программным и уставным положениям. Деятельность социалистического государства и его институтов также направлена на то, чтобы влиять на поведение людей так, чтобы оно совпадало с интересами народа, было гражданственным и не было антиобщественным.
Приведенные примеры показывают, какое важное практическое значение имеет исследование поведения и его внутренних закономерностей. Эти же примеры иллюстрируют значимость поведения для участия в деятельности. Вполне очевидно, что антиобщественное или аполитичное поведение отнюдь не способствует активному участию человека или группы в совместной с другими деятельности, направленной на достижение провозглашенных обществом целей и в рамках принятых в этом обществе норм морали. Поэтому оно подвергается осуждению. Стяжательство, взяточничество, тунеядство, клевета, анонимки, пьянство и т. д. в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду КПСС названы антиподами коммунистической морали.
Определенную направленность в деятельности человека, уровень этой направленности, степень его участия в совместной с другими деятельности детерминируют многие факторы. Некоторые из них оказываются заданными объективным характером общественно-экономической формации: уровень направленности, например, определяется общественной значимостью целей, которые могут быть и малозначительными, и такими, что субъект деятельности руководствуется в своих действиях и поступках высокими принципиальными или теоретическими убеждениями. Применительно к советскому обществу проблема направленности определена Программой КПСС: «В поведении каждого человека, в деятельности каждого коллектива и каждой организации коммунистические идеи должны органически сочетаться с коммунистическими делами».
Содержание направленности деятельности и поведения, под которой понимаются социально обусловленные отношения личности и группы к действительности, также оказывает далеко идущее влияние на участие человека в общественно полезном труде. Это может быть самоотверженная работа или, наоборот, иждивенчество, бесцельное времяпрепровождение. «Если говорить о высшей, коммунистической направленности, то ее содержание составят такие отношения личности, как активное участие в общественно-политической и идеологической жизни общества, творческое отношение к труду, деятельное участие в жизни коллектива, высокий уровень сознательности, твердые нравственные принципы и высокая требовательность к себе и окружающим».

Структура деятельности и психическое отражение

Итак, марксистская социальная психология, опирающаяся на диалектико-материалистическое понимание общественной жизни, принимает за отправной пункт практическую совместную деятельность людей, их участие в этой деятельности. В число факторов, определяющих собой участие человека и группы в совместной осознанной деятельности, необходимо входят и некоторые объективные ее признаки. Будучи психически отраженными, эти признаки влияют на становление личности, занятой в деятельности, на сплочение группы, для которой эта деятельность служит средством достижения определенной цели. Характер сплоченности, например, оказывается различным в зависимости от целей деятельности. Достаточно сопоставить характер отношений в группах, чья деятельность противоположна: сплоченность сложившегося трудового коллектива и круговую поруку воровской шайки.
Известно, что человеческая деятельность всегда предметна. Предметность — один из важнейших признаков деятельности. В ходе истории непрерывно расширяется сфера предметов, вовлекаемых в человеческую деятельность. Одновременно с участием в деятельности развиваются и человеческие потребности. Как следствие деятельность усложняется, обусловливая собой дальнейшее развитие и совершенствование психических функций. Деятельность человека — это всегда разрешение проблем, которые ставит перед ним жизнь, причем проблема может быть определена как разрыв между требующейся человеку ситуацией и его реальной жизненной ситуацией.
Участие человека в деятельности может выливаться в освоение природных или социальных сил или же сводиться к систематизации фактов действительности для обнаружения различных видов связей между ними. По этому признаку деятельность различают как практическую (предметно-чувственную) и духовную (познавательную, оценочную, нормативную). Эти две формы различаются также по природе своего продукта. В практической деятельности ее продуктом являются изменения в материальном мире; духовная деятельность дает идеальный по своей природе продукт — идеи и образы. Противоположение этих двух форм деятельности не устраняет их единства и взаимопроникновения. Практика (и прежде всего материальное производство) выступает как основная, ведущая форма деятельности, на основе которой вырастают и развиваются все другие виды деятельности.
Развитие общества связано с усложнением, дифференциацией и интеграцией совместной деятельности. На разных этапах общественного развития выделились и ныне существуют как относительно самостоятельные такие ее виды, как производственно-экономическая, идеологическая, политическая, военная и т. д. Более детально рассматривая конкретное содержание деятельности, круг предметов, на которые она направлена, и ее специфические цели, можно выявить еще более конкретные виды деятельности. Так, в рамках идеологической деятельности принято различать теоретическую, пропагандистскую и агитационную деятельность.
Путем соотнесения конкретного содержания деятельности с основным методом достижения целей выявляются ее дополнительные признаки. В политической деятельности, например, революционную деятельность отличают от реформистской, для которой типичны боязнь всякой ломки и потрясений, желание избежать остроконфликтных ситуаций, стремление к компромиссу, спасающему от необходимости принимать ответственные решения.
Участие в соответствующем виде деятельности, принадлежность к социальным группам, осуществляющим такие виды деятельности, и сопутствующее им поведение дают четко различаемые социальные типы личности, характеризуемые вполне определенными психологическими характеристиками,— типы революционера и реформиста, соглашателя. Сопоставление деятельности с нравственными, юридическими и другими принципами дает некоторые дополнительные характеристики: законную деятельность противопоставляют преступной, патриотическую — предательской и т. п. Как правило, участие в деятельности определенного типа подготавливается предыдущим развитием личности, а сама личность раскрывается именно в условиях целенаправленной деятельности. Этот момент обнаруживается наиболее отчетливо в кризисных ситуациях.
Незаметные учителя, агрономы и сельские кузнецы проявляли отвагу и героизм, принимая участие в партизанском движении в годы Великой Отечественной войны на оккупированной врагом советской территории. Но в этих же условиях выявились — сколь ни малочисленны были они — и предатели, перебежчики, паникеры. В силу различных мотивов они включились в предательское сотрудничество с врагом.

Проблема опредмечивания и распредмечивания

Участие в деятельности, степень активности в значительной мере определяются целью деятельности. Вместе с тем цель деятельности, идеальное представление ее результата существуют лишь в голове индивида. Каково оно, это представление, зависит от личностных особенностей данного индивида, от его способностей, памяти, воображения, мышления и т. д., от тех качеств, которыми он и характеризуется как личность. Однако об этих качествах никто не знает и не может ничего сказать до тех пор, пока индивид не проявит эти свои способности, не реализует каким-либо образом свои внутренние, идеальные качества. Важная сторона содержания любой индивидуальной деятельности — это опредмечивание целей и представлений субъекта. В трудовой деятельности индивид при помощи средств труда производит заранее намеченные изменения предмета труда. «Процесс угасает в продукте». Идеальные представления субъектов труда, скрытые прежде в их головах, посредством деятельности возникают на поверхности как объекты, как мир вещей, созданных человеком. «...История промышленности,— писал К. Маркс,— и возникшее предметное бытие промышленности являются раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психологией...»
Опредмечивание определенных целей, принципов и идей составляет сущность и политической деятельности индивида. В результате такого опредмечивания и наступают изменения в общественной жизни, в устройстве общества.
Итак, благодаря деятельности людей в результате опредмечивания ими своих идеальных представлений окружающий человека чувственный (физический и социальный) мир выступает как «исторический продукт, результат деятельности целого ряда поколений... »
Описание процесса опредмечивания, однако, не отвечает на вопрос о том, откуда же возникают, как образуются те «сущностные силы» человека, которые опредмечиваются в процессе его деятельности. Для понимания этой стороны деятельности нужно раскрыть смысл понятия «распредмечивание».
Перед каждым вступающим в жизнь индивидом простирается мир вещей и социальных образований, в которых воплощена, опредмечена деятельность предшествующих поколений. Включаясь в процесс деятельности, индивид научается мысленно проникать за чувственную оболочку этих предметов, постигает их человеческий смысл, социальные функции, усваивает сложившиеся в ходе исторической деятельности трудовые, производственные навыки, содержание норм права, морали, быта, правила грамматики и законы красоты. Сущностные силы индивида, таким образом, являются результатом усвоения им (в процессе распредмечивания) результатов исторического развития предшествующих поколений. «Та сумма производительных сил, капиталов и социальных форм общения, которую каждый индивид и каждое поколение застают как нечто данное, есть реальная основа того, что философы представляли себе в виде «субстанции» и в виде «сущности человека», чтб они обожествляли и с чем боролись...». Процесс распредмечивания, таким образом, выступает как процесс формирования и развития обществом человеческих качеств.
Из сказанного следует также, что человека нельзя «сделать», «произвести», «вылепить», как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне. Ему нельзя навязать сумму определенных качеств. Необходимо, включив его в деятельность, вызвать его собственную активность, и исключительно через механизм этой его собственной, совместной с другими деятельности он сформируется в то, чем сделает его эта общественная в своей сущности, коллективная деятельность (труд и т. д.). Только так человеческие качества станут частью сущности индивида, а их конкретная совокупность — индивидуальностью.
Каждый отдельный человек представляет собой неповторимую индивидуальность. Вместе с тем индивид — это носитель общечеловеческих качеств, сущности человека как родового существа. Очень образно выразил эту мысль А. И. Герцен: «Каждый человек опирается на страшное генеалогическое дерево, которого корни чуть ли не идут до Адамова рая; за нами, как за прибрежной волной, чувствуется напор целого океана — всемирной истории; мысль всех веков на сию минуту в нашем мозгу...».
Громадная заслуга К. Маркса состоит в том, что он первым показал роль чувственной деятельности, практики в накоплении этого океана человеческой мысли, опосредованность развития мысли материальной деятельностью и участием человека в этой деятельности. Рассматривая процесс деятельности как единство опредмечивания и распредмечивания, Маркс сформулировал важный тезис о единстве человека и общества: «...как само общество производит человека как человека, так он производит общество». Механизмом этого является реальное взаимодействие реальных индивидов, происходящее в определенных социально-исторических условиях. Раскрытие механизмов связи индивидуального и социального в процессе деятельности, выявление закономерностей их функционирования составляют одну из важнейших проблем социальной психологии.
Деятельность человека, являясь способом существования общества, одновременно выступает и как решающее условие взаимодействия социальной среды и личности. А это означает, что взаимодействие людей в обществе — в том числе и духовное — не может быть понято вне деятельности человека.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +