Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Ранние формы мышления


Люблинская А. А. "Детская психология"
Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.
М., «Просвещение», 1971 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Когда ребенок начинает мыслить? На этот вопрос ученые отвечают по-разному, в зависимости от того, что каждый из них понимает под ранними формами мышления. Некоторые зарубежные авторы, отождествляя мышление и речь, считают, что мышление развивается лишь после 7—8 лет, когда ребенок уже связно говорит, а значит, может рассуждать (Э. Клапаред, В. Штерн, К. Бюлер, Дж. Селли). При этом решении вопроса раннее и дошкольное детство рассматривается как алогичное, домыслительное.
Представители этой концепции совершенно игнорируют практические разумные действия как раннюю форму детского мышления.
Вопрос о действенном (практическом) мышлении поставил И. М. Сеченов. Эта форма мышления привлекла к себе особенное внимание ученых в связи с опытами В. Кёлера над обезьянами (20-е годы нашего столетия). Кёлер ставил высших обезьян (шимпанзе) перед необходимостью решать некоторые практические задачи: доставать высоко подвешенные фрукты путем составления башни из пустых ящиков, находившихся в клетке; доставать приманку, лежащую далеко за пределами клетки, используя для этого палку или веревку. В результате Кёлер и его последователи пришли к выводу, что «обезьяна мыслит практически», она решает задачи, данные ей в конкретной, наглядной форме. Действуя методом беспорядочных проб, обезьяна якобы приходит к внезапному открытию. Наступает «озарение», «ага-переживание».
Повторив аналогичные опыты над маленькими детьми, К. Бюлер, О. Липпман, К. Боген и др. пришли к утверждению, что ранние формы мышления ребенка имеют такой же пробовательный и действенный характер. На этой основе была выдвинута концепция двух типов ума. Первый — низший, или «естественный», действенный тип интеллекта. Он характерен для всех примитивов: антропоида, ребенка, душевнобольного взрослого. (Современные представители этого реакционного тправления относят к группе примитивов и лиц цветной кожи.) Для действенного типа мышления характерно оперирование предметами, физическое изменение вещей и неспособность к логическому рассуждению.
Второй тип мышления — высший, теоретический. Им обладают люди, интеллект которых совершенно не прг ссоблен к выполнению практических действий. Это предстг нтели высшего, словесного, «рассуждающего мышления». Только сни спс:обны заниматься наукой, мыслить абстрактными категоригми. Ведь «тип ума», который якобы «присущ», с одной стороны, практикам, а с другой — представителям теоретической мысли, является врожденным и передается каждому ребенку по наследству.
Так, решая частные вопросы развития мышления, эти ученые конкретизируют порочные идеи классовой теории психического развития ребенка.
Однако дело не только в биологизаторском подходе к решению вопроса о психическом развитии ребенка. Узловым вопросом в этой сложной проблеме является отношение мышления к речи, с одной стороны, и к практическому действию — с другой.
Рассматривая мышление детей в непосредственной связи с языком, выдающийся современный французский психолог Ж. Пиаже считает, что мышление ребенка последовательно проходит ряд стадий. Сначала — стадия сенсом о торных операций, т. е. действий с конкретным, чувственно воспринимаемым материалом: предметами, их изображениями, линиями, фигурами разной формы, величины, цвета. Эта стадия в развитии мышления свободна от пользования языком и проходит без речи. Затем — стадия конкретно-операционных структур. Ребенок мыслит образами конкретных предметов и даже некоторыми символами, языковыми знаками (словами). Однако на этой, второй, стадии ребенок еще не владеет логическими операциями. Лишь для третьей стадии характерно оперирование л о-гическими отношениями, относительными понятиями, абстракцией и обобщениями. При этом, с точки зрения Ж. Пиаже, переход от одной категории операций к следующей совершается не под влиянием специально организованных упражнений, но по внутренним законам, присущим самому процессу мышления. Поэтому-де никакое обучение не может обеспечить ребенку четырех-, пятилетнего возраста способность пользоваться, например, относительными понятиями (типа: «А больше В, и в то же время А меньше С»).
Ранние формы мышления ребенка Ж. Пиаже объясняет присущим маленьким детям эгоцентризмом. Ребенок, будучи по природе асоциальным существом, мыслит только о себе и со своей точки зрения. Поэтому он не может рассуждать объективно, встать на точку зрения другого человека. Мышление маленьких детей алогично, «сновидно», утверждает Пиаже. Лишь в процессе жизни, в общении с людьми мышление переходит на ступень логических операций.
В 50-х годах Ж. Пиаже внес существенные поправки в свою теорию развития мышления. Он отказался от понимания эгоцентризма как показателя природной асоциальности ребенка и стал рассматривать эту черту как выражение ограниченности, односторонности процесса познания, характерного для маленьких детей.
Однако ядро этой концепции осталась неизменным. Пиаже по-прежнему рассматривает развитие мышления как самопроизвольный, закономерно совершающийся переход от внешних действий к внутренним операциям, как движение от синкретических представлений к логическим понятиям. Эту же идею о развитии интеллекта как перехода от действия (внешнего) к мысли, т. е. к внутреннему действию, убедительно проводит другой современный французский психолог — А. Валлон.
Однако, в отличие от Ж. Пиаже, А. Валлон показывает роль обучения и специальных упражнений в развитии мышления ребенка. При этом Валлон специально останавливается на изменении содержания и способов мыслительной деятельности детей под влиянием упражнений. Однако ни у Валлона, ни у Пиаже не раскрыты сложные диалектические отношения между действиями (практическим и умственным) и языком, которые в действительности существуют на разных ступенях развития мышления детей.
Еще И. М. Сеченов показал, что источником возникновения мысли являются наблюдения, т. е. чувственное познание ребенком окружающего. Однако такое познание нельзя свести к пассивному созерцанию: ребенок, воспринимая предметы, активно действует с ними. Он перемещает вещи в пространстве, выбирает сходные и разные, ощупывает их, действует с ними, разъединяет сложные и составляет из частей целое. На основе этого практического действия с чувственно воспринимаемыми предметами ребенок научается сопоставлять и сравнивать, анализировать и группировать предметы. «Все это повторяется многие сотни или даже тысячи раз, и тип живого деятеля, производящего явления или перемены в предметах внешнего мира, как наиболее привычный, становится в душе ребенка шаблоном для объяснения их».
Таким образом, И. М. Сеченов почти за 100 лет до Ж. Пиаже и вопреки ему показал, что высшие логические формы мышления вырастают на базе элементарных форм познания — практических действий ребенка. Эти действия включены в чувственное познание и служат не только средством решения конкретной задачи, но и способом освоения самой мыслительной деятельности. Эта концепция И. М. Сеченова легла в основу понимания советскими учеными процесса развития мышления у детей.
Наряду с этим уже в работах Л. С. Выготского, давшего впервые обстоятельную критику взглядов Ж. Пиаже, а затем в работах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, М. Н. Шардакова, А. А. Люблинской, Г. С. Костюка, Н. А. Менчинской, И. М. Жуковой и многих других ученых все чаще и все настойчивее подчеркивалось значение речи в протекании у ребенка мыслительного процесса и его совершенствовании. В своих исследованиях ученые пытались выяснить, какую роль играет действие, чувственное восприятие и речь на разных ступенях развития мышления ребенка; как и под влиянием каких причин изменяется функция этих компонентов мышления; какую роль в развитии и повышении продуктивности мышления ребенка играет содержание решаемых им задач; как влияет обучение на развитие мышления.
Специальное изучение развития мышления как процесса изменения самого действия осуществили в 50—60-х годах П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, Н. Ф. Талызина, их сотрудники и ученики. В основе концепции, защищаемой этой группой ученых, лежит идея о поэтапном формировании умственных действий.
На первом этапе задача решается материальными (практическими) действиями с предметами или любыми другими материалами: буквами, геометрическими фигурами, словами. На втором этапе действия остаются еще «материализованными». Это движение взора по предметам, карточкам с буквами и проговаривание, т. е. обозначение этих предметов в слове, в речи. Дальнейшее развитие мышления есть еще большее свертывание выполняемых действий и их интериоризация. Интериоризированные умственные действия проходят в уме без опоры на материальное (практическое) действие. На каждом этапе можно выделить ориентировочную и исполнительную часть мыслительного действия. Характер первой и ее изменение являются показательными для достигнутого ребенком уровня развития мышления. В процессе перехода от внешних открытых умственных действий к внутренним повышается и уровень обобщений, которыми пользуется ребенок.
С. Л. Рубинштейн, Н. А. Менчинская, Д. Н. Богоявленский, Г. С. Костюк, А. А. Люблинская, И. М. Жукова, А. В. Брушлинский, Л. И. Анцыферова и другие советские психологи рассматривают развитие мышления детей как совершенствующийся процесс анализа - синтеза того содержания, которое составляет предмет познания. Уровень обобщения, способы раскрытия существенных признаков понятий и связей, существующих между ними, соотношение чувственно воспринимаемых и логических компонентов в мышлении ребенка, его практических и умственных действий непосредственно связаны с содержанием осваиваемых понятий и способами оперирования ими. Изменение этих соотношений отчетливо выступает при генетическом изучении процесса мышления.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +