Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Некоторые теоретические вопросы эстетической подготовки учителя


Г. А. Петрова. "Вопросы эстетической подготовки будущего учителя"
Издательство Казанского университета, 1976 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Педагогические вопросы эстетического воспитания решаются с позиций марксистско-ленинской эстетики, основывающейся на философии диалектического и исторического материализма. В работах советских философов последних лет утверждается мысль, что предметом эстетики являются законы эстетического освоения мира, изучение прекрасного во всех его проявлениях, обоснование природы искусства и закономерностей его развития. «Эстетика - наука об эстетическом освоении действительности во всех ее проявлениях и прежде всего наука о законах развития искусства и теория художественного творчества».
Л. Столович в книге «Предмет эстетики» (1961) говорит о трех разделах, которые охватывает эстетика: объект эстетического отношения (сущность, многообразие и единство эстетических свойств), субъективная сторона эстетического отношения (восприятие, переживание, вкус), искусство (сущность, специфика искусства, содержание и форма, закономерности развития искусства и т. д.). Мы не имеем возможности подробно останавливаться на вопросах эстетики, поэтому мы лишь очень кратко определяем основные ее понятия.
Исходя из основных положений диалектического и исторического материализма, из ленинской теории отражения, советские философы определяют сущность эстетического как природного и общественного явления. Эстетическое существует объективно и существовало до того, как человек научился соответственно к нему относиться. Эстетическое отношение есть не что иное, как процесс освоения эстетических явлений, и соответствует, таким образом, термину «познание» в общей гносеологии.
Эстетическое цаэвдгит выражение в опредмеченных категориях, в которых эстетическое отношение человека к действительности выступает в обобщенном виде. Марксистско-ленинская эстетика рассматривает основные эстетические категории как фундаментальные понятия эстетики, в которых отражаются наиболее общие и существенные свойства, отношения, связи, стороны действительности, эстетической практики и эстетического познания: это прекрасное - безобразное, возвышенное - низменное, трагическое - комическое.
Эстетические свойства объективно присущи всем явлениям окружающей действительности, и они вызывают у человека чувства прекрасного или безобразного, возвышенного или низменного, комического или трагического.
Основные категории марксистско-ленинской эстетики находятся во взаимной связи и взаимной обусловленности, в них выражается своеобразие и многообразие эстетического объекта в единстве с субъективным фактором - эстетическим отношением человека к действительности и искусству.
Учитывая объективную основу эстетического отношения, советская педагогика ставит вопрос об эстетическом воспитании как о важной стороне и условии формирования всесторонне развитой, гармонической личности коммунистического общества.
Остановимся на некоторых понятиях эстетического воспитания и эстетической подготовки учителя.
В замечательном документе «Основные принципы единой трудовой школы», опубликованном 11 октября 1918 года, говорилось: «Вообще под эстетическим образованием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель труда и науки».
Эти принципы в первые годы Советской власти претворялись в теоретических работах А. В. Луначарского и Н. К. Крупской, в деятельности замечательных педагогов: С. Т. Шацкого, В. Н. Шацкой, А. С. Макаренко. Однако в 30-е годы широкий подход к пониманию эстетического воспитания уступил место художественному образованию. В 50-е годы под влиянием достижений марксистско-ленинской эстетики происходит пересмотр установившегося понимания эстетического воспитания. В статье «Сущность, цели и задачи эстетического воспитания» В. Н. Шацкая определяет эстетическое воспитание как «воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства... воспитание потребности и способностей посильно участвовать в создании красоты жизни и в искусстве».
Это определение вошло в педагогику и нашло свое отражение и развитие в работах О. А. Апраксиной, Н. А. Ветлугиной, Т. Д. Полозовой и других, посвященных как общим, так и частным вопросам эстетического воспитания.
В Кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и в искусстве».
Г. Джибладзе подчеркивает в определении эстетического воспитания его научную обоснованность и практическую направленность: «Эстетическим воспитанием называется научно обоснованный и практически осуществленный полный комплекс педагогических мероприятий, обеспечивающий гармоническое художественное развитие как духовных, так и физических сил человека»
В этих определениях, не противоречащих друг другу, подчеркивается требование вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и ценить его, а также формировать способность создавать прекрасное, в искусстве, в любой деятельности человека.
В книге «Эстетическое воспитание школьников» эстетическое воспитание определено как «целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности». На наш взгляд, это определение - глубокое и содержательное по существу, отражающее методологические основы и педагогическую направленность процесса.
Для современной педагогики актуально стремление осуществлять эстетическое воспитание широко и разносторонне, рассматривать его как систему, направленную на всестороннее формирование и развитие личности под влиянием совокупности эстетических воздействий, осуществляемых последовательно и в тесной связи с другими сторонами воспитания.
Эта особенность эстетического воспитания обусловлена самой природой эстетического отношения к действительности, как самого общего, целостного, а также необходимостью формировать целостную личность, а не человека, состоящего из множества составных частей: «Мы должны стремиться к овладению синтезом, целым, неразложимым человеком и научиться так организовать воспитание, чтобы наши достижения характеризовались совершенствованием системы данной личности в целом».
Эстетическое воспитание тесно связано с умственным, нравственным, физическим, трудовым воспитанием и образованием, оно способствует формированию коммунистического мировоззрения, оно пронизывает всю человеческую жизнь.
«Конечной целью эстетического воспитания является воспитание гуманиста - человека, богатого духовными интересами и запросами, интеллигентного в полном смысле этого слова, обладающего чувством собственного достоинства, живущего интересами народа, передового человечества, человека сердечного, отзывчивого, чуткого, способного жить, работать и творить по законам красоты, человека, способного к творческой деятельности в любой области жизни».
«Цель эстетического воспитания - расширить познание людей о действительности, сформировать мир их чувств, развить и утвердить коммунистически идейное, революционно-гуманистическое творческое отношение к жизни. Это определение цели эстетического воспитания вообще для детей дошкольного возраста, учащихся средних и высших учебных заведений, учителей, представителей самых разнообразных профессий. Цель эстетического воспитания находит свое конкретное выражение в задачах эстетического воспитания.
Задачи эстетического воспитания учащихся рассматривает В. Н. Шацкая в книге «Эстетическое воспитание детей в семье» (1954):
1. Воспитание эстетической потребности и способности правильно понимать прекрасное в искусстве, в природе, в явлениях общественной жизни, в человеческих отношениях, в быту.
2. Развитие эстетической восприимчивости и постепенная выработка системы эстетических представлений, чувств, переживаний, взглядов и убеждений, эстетического вкуса на основе постепенного ознакомления с произведениями искусства разных видов.
3. Развитие художественных способностей, привитие знаний, умений и навыков для пользования средствами того или иного искусства и возможности вносить элементы красивого в общественную и индивидуальную жизнь.
Встает вопрос: есть ли специфика постановки задач эстетического воспитания в вузе, в частности, в педагогическом высшем учебном заведении? Да, есть. Она определяется общими государственными требованиями к специалистам высокой квалификации, в частности, к учителю средней школы, а также возрастными особенностями студентов.
А. И. Буров в статье «К вопросу о системе эстетического воспитания» выделяет три направления, которые должен различать в своей деятельности учитель-воспитатель, осуществляющий процесс эстетического образования и воспитания учащихся: 1) материал обучения и воспитания, с которым он обращается к воспитаннику; 2) умение программировать результат эстетического воспитания, имея в виду поэтапные критерии эстетической воспитанности личности; 3) выработка на этой основе соответствующего педагогического процесса, определение методических приемов.
Задачи эстетического воспитания в педагогическом институте или университете усложняются и расширяются, но в то же время сохраняют преемственность с задачами эстетического воспитания в средней школе:
1. Воспитание эстетической потребности и способности правильного понимания эстетического в науке, искусстве, в природе, в явлениях общественной жизни, в человеческих отношениях, быту.
2. Развитие эстетической восприимчивости, чувств, переживаний, взглядов, убеждений, эстетического вкуса на основе систематического и глубокого знакомства с произведениями искусств, с теоретическими вопросами эстетики и искусствознания.
3. Воспитание познавательной активности, интереса к миру прекрасного, к научным вопросам эстетики и эстетического воспитания, стремления к эстетическому самообразованию и самовоспитанию.
4. Развитие у студентов педагогических и методических умений и навыков вносить элементы прекрасного в общественную и индивидуальную жизнь, осуществлять систему эстетического воспитания и образования учащихся.
Составной частью эстетического воспитания является эстетическое образование, т. е. система научных знаний, умений и навыков в области эстетики, разнообразных видов искусства, эстетического воспитания. Эстетическое образование приобретается студентами, прежде всего, в разнообразных формах учебного процесса: в лекциях, практических и семинарских занятиях по общеобразовательным, специальным и педагогическим дисциплинам, в спецкурсах и спецсеминарах предметов эстетического цикла, в курсовых и дипломных работах, в процессе педагогической практики, в разнообразных формах внеаудиторной работы.
Большое место в учебно-воспитательном процессе высшего учебного заведения занимает самовоспитание и самообразование, а в интересующей нас области эстетическое самовоспитание и эстетическое самообразование. В процессе самообразования и самовоспитания студенты в самостоятельной работе, по личной инициативе совершенствуют свои знания, умения и навыки в области эстетического воспитания с целью достижения профессионального мастерства, организуют разнообразную творческую деятельность по эстетическому освоению действительности, деятельность «по законам красоты».
Таким образом, сложное понятие «эстетическая подготовка» будущего учителя мы рассматриваем как единство эстетического образования и эстетического воспитания, осуществляемых в содержании, разнообразных формах и методах учебно-воспитательного процесса, а также в специальной деятельности вуза по эстетическому развитию личности. Этот сложный процесс направлен на общее духовное развитие личности и всегда имеет профессиональную направленность. Эстетическая подготовка будущего учителя в вузе - важнейшая составная часть всего процесса коммунистического воспитания студенческой молодежи, ее общей и профессиональной подготовки.
Из сложной сети психолого-педагогических понятий, которыми мы оперируем в нашем исследовании, следует выделить понятие «эстетическое развитие», которое рассматривает проф. С. А. Аничкин в статье «Эстетическое воспитание и эстетическое развитие младшего школьника». Он понимает эстетическое развитие как «процесс формирования эстетических качеств и сущностных сил ребенка, проявляющийся в условиях постоянного, непрерывного воздействия на него окружающей действительности и искусства при участии в этом процессе педагога или вне его участия».
Понятие «развитие» характеризуется в советской педагогике как «изменение», представляющее собой переход от простого ко все более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к «наступлению качественных изменений»2б. Психическое развитие человека является составной частью общего его развития, это - обогащение содержания его психической жизни, поступательное движение от низших к высшим ее формам и ступеням, процесс становления сознательной личности. Основываясь на этих определениях мы рассматриваем эстетическое развитие как составную часть общего психического развития, как обогащение содержания эстетических качеств (эстетического восприятия, вкуса, художественно-образного мышления, эстетических эмоций, потребностей, умений, навыков, способностей) и сущностных сил личности, как процесс их становления.
Эстетическое развитие личности происходит под воздействием воспитания, окружающей действительности, среды, искусства, определенных индивидуальных особенностей личности, самовоспитания. Ведущим и направляющим в этом процессе является воспитание. Исследования, проведенные в НИИ художественного воспитания АПН СССР, показали, что в настоящее время главным фактором художественного образования и воспитания является школа, и объем знаний по искусству, получаемый школьниками через другие каналы, находится в четкой зависимости от того, что дает им школа.
Многолетняя опытная работа, проводимая в Московских, в Ленинградском, Свердловском, Саратовском, Казанском, Елабужском педагогических институтах, в Казанском университете, показала, что по отношению к студентам ведущим звеном не только в их общем и профессиональном, но и в эстетическом развитии является высшее учебное заведение.
Для наиболее полного осуществления цели и задач эстетического воспитания в высших учебных заведениях необходимы не разрозненные «воспитательные мероприятия», вечера, беседы и т. д., а система, включающая все звенья учебно-воспитательной работы.
Н. И. Киященко дает следующее определение общегосударственной системы эстетического воспитания: «Система эстетического воспитания есть совокупность знаний, средств воспитания и способов эстетического воздействия, совокупность мероприятий, обеспечивающих последовательное и систематическое целенаправленное эстетическое развитие каждого члена общества, т. е. обеспечивающих всестороннее и гармоническое эстетическое развитие каждого индивида».
В сборнике «Эстетическое воспитание школьников», изданном НИИ художественного воспитания АПН СССР, система эстетического воспитания определяется как «целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимодействующих частей (элементов, сторон, разделов) в их последовательности, преемственности и единой направленности».
Н. И. Киященко в книге «Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР» намечает структуру системы эстетического воспитания советского народа в целом. Сюда входят следующие звенья: семья, система дошкольных детских учреждений, школя, внешкольные детские учреждения (дворцы и дома пионеров, станции юных натуралистов, дома юных техников, пионерские лагеря, спортивные школы, площадки, стадионы, детские железные дороги, детские художественные школы и коллективы, детские секции клубов и дворцов культуры, университеты искусств для старшеклассников), система профтехобразования, система высшего и среднего специального образования, производственные и трудовые коллективы, система культурно-просветительных учреждений, армия, система учреждений искусств, система спортивных и физкультурных учреждений.
Таким образом, система эстетического воспитания в высших учебных заведениях, в частности, в педагогических институтах и университетах - это звено в общегосударственной системе эстетического воспитания. Однако понятие системы эстетического воспитания не исчерпывается перечислением этих крупных структурных элементов. В советской педагогике рассматриваются вопросы системы эстетического воспитания для определенного возраста, например, для определенного класса общеобразовательной школы, для какой-то одной области деятельности и искусства (например, система эстетического воспитания средствами природы, или система музыкально-эстетического воспитания, как часть системы общего развития личности), есть и понятие системы форм и методов эстетического воспитания. Понятие «система эстетического воспитания» имеет горизонтальное (система как целое, сложившееся на определенном временном этапе) и вертикальное (система как целое, как процесс, складывающийся во времени) направление.
В настоящее время все большее внимание уделяется исследованию проблем системы эстетического воспитания в ее разных звеньях. Однако система эстетического воспитания в высших учебных заведениях, в частности, в педагогических институтах и университетах, только складывается и требует дальнейшего теоретического и практического изучения.
Система эстетического воспитания в вузе - это важнейшая составная часть общегосударственной системы эстетического воспитания и системы всего учебно-воспитательного процесса вуза. Результатом функционирования этой системы должно быть воспитание определенных качеств выпускника педагогического института или университета.
Во введении мы говорили об общих качествах личности советского педагога-воспитателя: диалектико-материалистическое мировоззрение, глубокие и прочные знания по выбранной специальности, по педагогике и психологии, широкие сведения из смежных наук, умение самостоятельно совершенствовать полученные знания, умение вести научно-исследовательскую работу, педагогическая направленность деятельности.
Критерии эстетически воспитанной личности определяет А. И. Буров в статье «К вопросу о системе эстетического воспитания»: это широта эстетической потребности, ее качество (уровень эстетического восприятия, эстетического вкуса, идеала), уровень эстетической деятельности. Эти показатели позволяют четко и целенаправленно характеризовать уровни эстетической воспитанности личности, однако, в отношении к эстетическому развитию педагога существует специфика: педагог должен уметь не только сам быть эстетически образованным и воспитанным, но и уметь передать свои качества другим, организовать процесс эстетического воспитания.
Конкретно профессиограмму учителя в области его эстетической образованности и воспитанности разработал А. А. Балян в статье «Проблемы формирования личности будущего учителя».
Учитель, окончивший педагогический институт или университет, должен обладать определенными личностными качествами, такими, как: «а) эстетика внешнего вида и поведения; б) культура речи, ее эмоциональность, точность, образность, выразительность; в) высокий художественный и эстетический вкус; г) единство эстетических знаний, убеждений и поведения; д) высокоразвитый эстетический идеал; е) потребность в эстетическом и художественном воспитании, самовоспитании и самообразовании; ж) потребность в развитии своих творческих способностей и дарований». Основываясь на этой статье, мы хотели бы дать более подробное изложение профессиограммы, обратив большее внимание на систему знаний, умений и навыков в области искусства и эстетического воспитания.
1. Потребность в систематическом эстетическом и художественном воспитании, самовоспитании и самообразовании. Учитель должен уметь эстетически относиться к явлениям эстетического характера.
2. Широкий эстетический и художественный кругозор, т. е. определенный фонд теоретических и конкретных знаний, представлений о прекрасном в жизни и в искусстве, накопленный в результате эмоционально-эстетического опыта.
3. Высокоразвитый эстетический идеал, вкус, высокое умение воспринимать, осваивать и анализировать эстетический объект.
4. Высокая культура речи учителя, ее эмоциональность, точность, образность, выразительность.
5. Эстетика внешнего вида и поведения.
6. Высокий уровень развития художественно-творческих способностей учителя, проявляющихся во всей его жизнедеятельности и особенно в профессионально-педагогической.
7. Знание психолого-педагогических основ и методики эстетического воспитания учащихся, владение современными методами работы на уроках, факультативных и внеклассных занятиях.
8. Развитие определенных умений и навыков: а) умение создавать эмоционально-эстетическую атмосферу на уроке и на внеклассных занятиях; б) использование произведений искусства на уроках и во внеклассной работе, правильный анализ их в единстве содержания и формы; умение организовывать внеклассные мероприятия эмоционально-эстетической направленности: беседы, вечера, диспуты, экскурсии, журналы и т. д.
Данная профессиограмма включает определенную систему психолого-педагогических понятий, которые будут использованы в дальнейшем изложении. Поэтому мы остановимся на определении сущности и содержания некоторых психолого-педагогических понятий: эстетическая потребность, эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетический идеал.
Потребности человека являются продуктом длительного исторического развития общества, производства, они обусловлены общественными отношениями и тем местом, которое человек занимает в этих отношениях. Психология выделяет два класса потребностей: 1) низшие, естественные, 2) высшие, выражающие общественную природу человека, возникшие в процессе трудовой деятельности.
Высшие потребности, в свою очередь, разделяются на материальные и духовные. Духовные потребности выражают нужду в идеальных предметах и в определенной деятельности, связанной с их созданием или приобретением. Ю. В. Шаров в статье «Воспитание духовных потребностей - основа всестороннего гармонического развития личности» выделяет следующие группы духовных потребностей: 1) познавательные (потребность в знании, в учении, в самообразовании), 2) нравственные (в частности, потребность в общественной деятельности), 3) эстетические, 4) трудовые.
Духовные потребности тесно связаны с интересами и эмоциями и у отдельного человека зависят от условий индивидуальной жизни. Г. В. Плеханов утверждает вторичный характер эстетической потребности: «Человек сначала смотрит на предметы и явления с точки зрения утилитарной и только впоследствии становится в своем отношении к ним на эстетическую точку зрения».
Эстетическая потребность сложилась исторически, это одна из форм проявления эстетического отношения человека к действительности - «стремление жить и трудиться по законам красоты» (Ю. В. Шаров). К. М. Мамадбеков подчеркивает целостный характер эстетической потребности, не ограничивая ее потребностью в прекрасном: это «комплекс определенных внутренних требований сознания к различным качественным особенностям предметов и явлений, способных возбуждать чувство удовольствия, радости, восхищения, гордости и другие эстетические переживания».
Развитие эстетической потребности личности обогащает личность в целом, ее интеллектуальную, эмоционально-волевую сферу, побуждает общаться с искусством, активно его воспринимать.
К. С. Станиславский, гениальный актер, театральный деятель, режиссер, величайший педагог-мыслитель, говорил о важности вбирать в себя побольше прекрасных сильных впечатлений: «Человек должен смотреть и не только смотреть, но и уметь видеть прекрасное во всех областях своего и чужого искусства и жизни. Ему нужны впечатления от хороших спектаклей и артистов, концертов, музеев, путешествий, хороших картин...».
Умение «слышать», «видеть» и обеспечивает аскетическое восприятие. Этим термином обозначают и первую чувственную ступень познания эстетического предмета (восприятие в узком смысле слова) и его полное содержательное освоение (восприятие в широком смысле слова). П. М. Якобсон в книге «Психология восприятия художественного произведения» (М., «Искусство», 1964), говоря об этих двух значениях, употребляет понятие в более широком смысле слова. Эстетическое восприятие, как полное содержательное освоение предмета, имеет две стадии: первая стадия - «живое созерцание», первоначальная эмоциональная увлеченность, непосредственное переживание явления действительности или искусства; вторая стадия - «абстрактное мышление», обдумывание, анализ.
Эстетическое восприятие имеет специфические особенности, отличающие его от обычного, житейского.
1. Б. М. Теплов пишет: «В эстетическом восприятии человеческая форма вещей - самое «видимое» и «слышимое» имеет совсем другой смысл, чем в других видах восприятия. Для обычного, житейского восприятия главное - не столько «вид» и «звучание» вещи, сколько их «значение».
Таким образом, в эстетическом восприятии особое значение приобретает чувственная форма предмета, воспринимаемая, прежде всего, зрением и слухом, наиболее «высшими» органами чувств (цвет, форма вещей, особенность звучания музыкального произведения и т. д.).
2. Эмоциональная увлеченность, непосредственность переживания, сохраняющаяся при анализе эстетического явления.
3. Эстетическое восприятие всегда вызывает определенные ассоциации, мысли не только по поводу воспринимаемого явления, например, художественного произведения, но и о себе, о природе, о судьбах человека.
Г. И. Успенский в рассказе «Выпрямила» очень тонко раскрывает восприятие статуи Венеры Милосской сельским учителем Тяпушкиным; статуя вызывает мысли о высоком человеческом достоинстве, о счастье быть человеком; вспоминаются работающая в поле крестьянка, девушка-революционерка, воплотившие живые черты эстетического идеала; образ древнегреческой статуи вызывает раздумья, связанные с острыми социальными проблемами жизни.
А. И. Буров в книге «Эстетика. Проблемы и споры» (М., «Искусство», 1975) подчеркивает преобладание в эстетическом восприятии ассоциативных представлений, близких к теоретическому мышлению и в то же время тесно связанных с первой ступенью восприятия.
4. Эстетическое восприятие всегда сопровождается активной деятельностью воссоздающего и творческого воображения.
Эстетическое восприятие нельзя рассматривать вне эстетического чувства. Эстетические чувства, наряду с морально-политическими и интеллектуальными, составляют сферу высших (общественных) чувств человека и имеют общественное происхождение, они появились и сформировались в процессе трудовой предметной практики. Иногда психологи определяют эстетическое чувство как чувство наслаждения, которое испытывает человек при восприятии прекрасного в действительности и в искусстве. Такой подход односторонен, он не раскрывает всю сложнейшую гамму эстетических чувств, возникающих при восприятии прекрасного, безобразного, трагического, возвышенного, низменного, комического. А. И. Буров дает более широкое общее определение, раскрывающее конкретное содержание понятия: «Эстетическое чувство является субъективным результатом оценочного отношения к эстетическому предмету, оно выражается в духовном наслаждении или отвращении относительно облика и содержания данного предмета в процессе созерцания или деятельности. Эстетическое чувство характеризуется при этом активной свободой, непринужденной игрой творческих сил человека, которая проявляется в ассоциативных представлениях, активизирующих духовную жизнь человека и побуждающих его к деятельности по законам красоты».
Эстетические чувства, возникающие при восприятии искусства, имеют специфику. Они возникают в особом контексте сознания, который настраивает человека на восприятие искусства; разнообразие эстетических чувств при этом (например, сопереживание героям литературного произведения: скорбь, боль, гнев, нежность, радость и др.) сопровождается своеобразным обертоном, окрашивающим эти чувства: эстетическая радость, эстетическое удовольствие, наслаждение самим присутствием предмета, его внешней Формой, ритмом, цветом., гяпмо-нией внешнего и внутреннего, сущности и явления. Переживание, возникшее при восприятии художественного произведения, не подавляет человека, оно сочетается с элементами известной отрешенности; человек испытывает очищающее действие этих чувств, это явление «катарсиса», о котором говорил Аристотель и которое очень подробно анализирует Л. С. Выготский в книге «Психология искусства».
Эстетические чувства находятся в диалектической взаимосвязи с интеллектуальными и моральными чувствами, они затрагивают личность в целом, придают целостный характер эстетической реакции.
Важнейший момент эстетического воспитания - воспитание эстетического вкуса, который определяется в советской педагогике как «относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены через посредство эстетической информации объективные нормы и субъективные предпочтения, служащие личностным критерием для эстетической оценки». Марксистско-ленинская эстетика утверждает, что в художественном творчестве и в эстетическом отношении человека к действительности есть объективные критерии, которые, усваиваясь человеком, становятся его внутренними критериями. Таким образом объективные и субъективные критерии находятся в единстве и влияют друг на друга. Обычно человек усваивает вкусы того общества, в котором он живет, внутренне осмысливает их, постепенно вырабатывая свой вкус. Вкус складывается в старшем подростковом возрасте, но в начале он неустойчив и иногда противоречив. Во второй период юности вкусы становятся более устойчивыми и доказательными, они формируются всей совокупностью приемов эстетического воспитания, а также в процессе активной деятельности человека по законам красоты.
Основное требование современной советской психологии и педагогики - развитие активной творческой личности, умеющей не только воспринимать прекрасное, но и бороться за него, действовать «по законам красоты». Отсюда необходимость обращать особое внимание на формирование способностей, т. е. индивидуальных психических свойств, являющихся условиями успешного выполнения определенных видов деятельности. Советские асихологи намечают три ъида сиосооностей: оощие (ооеенсчивающие относительную легкость и продуктивность интеллектуальной деятельности, специальные (математические, литературные, музыкальные, художественные и др.; и практические (конструктивно-технические, организаторские, педагогические и др.).
H. О. Кузьмина в докторской диссертации «Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности» говорит о необходимости развивать в учебно-воспитательной работе вуза общие способности будущего учителя (наблюдательность, педагогическое воображение, распределение внимания и др.) в тесном органическом взаимодействии со специальными и педагогическими снособностями.
Автор говорит о трех видах педагогических способностей: 1) конструктивные, выражающиеся в умении проектировать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебно-воснитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей; 2) организаторские способности - умение включать учащихся в различные виды деятельности и делать коллектив инструментом воздействия на каждую отдельную личность, делать личность активной в движении к целям коммунистического воспитания; 3) коммуникативные способности - умение устанавливать правильные взаимоотношения с детьми и перестраивать их в соответствии с развитием учащихся и их требований к учителю.
В эстетической подготовке будущего учителя важно внести эстетический элемент в общие и педагогические способности (например, воспитать способность организовывать разные виды эстетической деятельности учащихся, отбирать эстетически значимый материал на урок, устанавливать отношения с учащимися на основе глубокого взаимного уважения и т. д.) и в то же время придать педагогическую направленность специальным способностям.
Замечательный советский педагог А. С. Макаренко обладал и литературно-творческими способностями, и артистическими, и музыкальными. А. С Макаренко руководил драматическим кружком и сам играл главные роли; играл на скрипке. «Коммуна снимала в оперном театре ложу на весь сезон. В день посещения театра те, кто шел в театр после работы, ужинали, одевались, причесывались и обязательно заходили к А. С. Макаренко в кабинет показаться. Он придирчиво осматривал ребят, спрашивал, что идет в театре, и начинал свой рассказ о композиторе и его музыке. При этом он часто сопровождал рассказ игрой на скрипке, которая всегда висела на стене в его кабинете. Он проигрывал мелодию, затем объяснял, что этой мелодией хотел передать композитор и что в это время произойдет на сцене и т. д. Весь репертуар оперного театра Макаренко знал на память». (Из воспоминаний воспитанника В. Р. Камардинова в ЛГИУУ 6 апреля 1954 года).
Завершающим звеном в эстетическом воспитании является формирование зстетического идеала, являющегося органической составной частью общественного идеала.
Мировоззрение человека включает идеалы политические, нравственные, физические и эстетические. Коммунистический идеал - самый возвышенный человеческий идеал, в нем выражается стремление человечества к новому коммунистическому обществу, обеспечивающему высокое развитие производительных сил, духовной культуры, творческих сил. Эстетический идеал - необходимый элемент коммунистического мировоззрения, это «конкретно-историческое представление людей о высокой должной красоте и их деятельность по ее достижению».
Эстетический идеал побуждает человека к активной творческой деятельности в разнообразных областях человеческой жизни, развивает стремление вносить прекрасное в жизнь, способствует выработке активной жизненной позиции.
Основные факторы формирования эстетического отношения к действительности - труд и познание окружающей действительности, взаимоотношения людей, природа, окружающая обстановка, учебный процесс, искусство.
Эстетическое отношение человека к действительности возникло в процессе общественной трудовой деятельности. Труд человека носит осмысленный и одухотворенный характер. В труде человек ставит определенную цель: не только создать какой-то предмет, но и удовлетворить свои духовные запросы и потребности. «Животное творит сообразно мере потребности вида, к которому оно принадлежит, в то время, как человек умеет производить в соответствии с мерой каждого вида и всегда умеет подойти к предмету с подходящей мерой; человек творит поэтому также и по законам красоты».
Эта мысль Маркса - главная теоретическая основа эстетического воспитания в труде. Она означает, что эстетическое начало заложено в самых общих коренных принципах трудовой деятельности человека, широкой, свободной, универсальной, преобразующей природу. О бвгатых воспитательных возможностях труда говорит К. Д. Ушинский в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении»: «...труд, исходя от человека на природу, действует обратно на человека не одним удовлетворением его потребностей и расширением их круга, но собственно своей, внутренней, ему одному присущей силой, независимо от тех материальных ценностей, которые он доставляет. Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние, но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья».
В условиях социалистического общества освобожденный труд - труд на благо общества - получил подлинно эстетическое выражение: «Художественное начало еще более одухотворит труд, украсит быт и облагородит человека».
Эстетика труда - сложный и многогранный процесс. Она выражается, прежде всего, в результатах труда, в стремлении к полноте, законченности, единству формы и содержания. Результатом педагогического труда является высокий уровень воспитания и образования нового человека - достойного строителя коммунизма. Более частные результаты: успешное завершение учебного года; продуманная система учебно-воспитательной работы; интересное, яркое, эстетически выразительное, глубокое по содержанию внеклассное мероприятие или урок и т. д.
Прекрасное проявляется и в самом процессе труда, в трудовом напряжении, в темпе, в ритмичном организованном движении. «Существенным свойством процесса труда является определенный порядок, соразмерность, доставляющая чувство удовлетворенности. Важнейшим свойством является то, что труд в определенные моменты увлеченности вызывает эмоциональный подъем, осуществление полного раскрытия духовных и физических сил человека, доставляет радость».
Самый процесс педагогического труда: подготовка к урокам (отбор наиболее эстетически выразительного, глубокого по содержанию материала, составление плана, отбор методов ведения урока, постоянное стремление к активизации учащихся), процесс подготовки внеклассного мероприятия, продумывание системы учебно-воспитательной работы в классе, общение с детьми и т. д.- вызывает у педагога, любящего свое дело, чувство глубокого удовлетворения; стремление к творчеству. Педагогический труд имеет творческий характер, он связан с проявлением, творческой фантазии, воображения, сметливости, находчивости, изобретательности. Педагогическое мастерство немыслимо без отношения к, делу с душой, энтузиазма, любви, страсти, «артистической работы».
Студенты, будущие учителя, должны понимать и чувствовать эстетику труда в условиях социалистического общества, методологически и методически правильно организовать трудовое воспитание в школе.
Высшее учебное заведение стремится воспитать коммунистическое отношение к труду, понимание и чувство эстетики умственного и физического труда. Примерные планы воспитательной работы педагогических вузов предусматривают разнообразные формы трудового воспитания студентов: учебный процесс, самостоятельная работа по формированию знаний, умений и навыков будущей специальности, общественная работа, общественно-полезный труд в общежитиях, на стройках, на полях совхозов и колхозов. Так, строительные отряды Казанского университета, возникшие в 1957 году, участвовали в строительстве общежития и спортивного зала КГУ, горно-обогатительного комбината, сельскохозяйственных объектов в Эстонской ССР, в Казахстане и Татарии.
Условиями эстетического воспитания средствами труда является его четкая организация: правильное распределение поручений, соревнование, обучение трудовым навыкам и наиболее рациональным действиям, организация и оформление рабочего места, ритмичность работы.
Высшим проявлением трудовой деятельности является творческое освоение действительности, которое осуществляется в форме научного и художественного познания.
Вопрос, который в настоящее время решается в трудах философов, педагогов, представителей конкретных наук - вопрос о взаимоотношении научного и художественного познания, о возможностях эстетического воспитания в научной деятельности. Некоторые исследователи считают, что наука разрушает красоту и поэзию жизни и восприятия жизни: например, научное объяснение природы света разрушает поэтическое восприятие радуги.
Однако эта теория противоречит историческому опыту и современной теории научного и художественного познания. Наука - это область человеческой деятельности, результатом которой является система знаний об окружающем мире, законы его развития. Результат художественного освоения - реалистическая картина мира в его целостности, в художественных образах. Таким образом, и наука, и искусство имеют один общий объект - материальный мир и в совокупности дают реалистическую картину развития природы и общества. Общность науки и искусства обусловливает и общность их содержания как способов отражения мира в объективных истинах. Чем глубже художник проникает в жизнь, тем больше «произведение искусства, оставаясь в области искусства, приобретает значение научное». Таким образом, научное и художественное познание представляет собой две стороны единого целого, взаимопроникающие, взаимодополняющие друг друга.
В свою очередь, в научном познании прекрасное существует как объективное свойство предметов и явлений материального мира, нашедшее отражение в познавательной деятельности ученого, исследователя, в его субъективном гносеологически-эстетическом отношении. Эта мысль хорошо выражена в статье Н. А. Бубенковой «К вопросу о двух сторонах эстетического в науке». Первая ступень научного познания - живое созерцание фактов, явлений окружающей действительности, природы, общества, в которых определенным образом выражается эстетическое. И если даже ученый специально не вычленяет этого свойства предмета, эстетический элемент воздействует на него, вызывая определенные чувства, развивая, наряду с гносеологическим, и эстетическое отношение к действительности.
В научном исследовании ученый не останавливается на поверхности фактов, он анализирует их, сопоставляет, синтезирует, устанавливает научные закономерности. В познании истины эстетический аспект заключается в ощущении истины как стройного единства в многообразии вещей и явлений, в представлении о реально существующих гармонических соответствиях.
Эстетическое проявляется и в содержании научной теории (глубина содержания, широта обобщения, сила самой идеи, лежащей в основе закона и т. д.) и в совершенстве ее формы (четкость и экономность выражения мысли, простота, стройность, законченность построения и т. д.).
Н. Е. Жуковский в речи, посвященной памяти великого математика Остроградского говорит: «В математике тоже есть своя красота, как и в живописи, и поэзии. Эта красота проявляется иногда в отчетливых, ярко очерченных идеях, где на виду всякая деталь умозаключений, а иногда поражает она нас в широких замыслах, скрывающих в себе что-то недосказанное, но многообещающее».
Революционные завоевания современной научной мысли расширяют представления человека о мире, о его единстве и красоте. Эстетическое в научном познании выражается также в эмоциональном отношении ученого к достижениям научной теории в целом, к процессу и результатам собственного научного поиска. Человек переживает свою деятельность, ее направленность, характер протекания, результаты. «...Без «человеческих эмоций» никогда не было, нет и быть не может человеческого искания истины». Это положение В. И. Ленина является основополагающим для философии и психологии научного творчества.
В научном исследовании нужна фантазия, изобретательность, умение угадывать, интеллектуальные и эстетические чувства. Американские ученые В. Лоуэнфельд и Дж. Гилфорд в 50-е годы экспериментально доказали (в отношении учащихся), что творчески мыслящие учащиеся отличаются от детей, просто способных к усвоению знаний, большей глубиной и богатством течения чувств.
Отсюда они сделали вывод, что различие между интеллектом и творческим разумом заключено в богатой чувственности. Б. П. Юсов в статье «Теория и практика эстетического воспитания в США» справедливо критикует концепцию поведения В. Лоуэнфельда за ограниченное понимание «творческости» как практической оперативной способности индивида, за недооценку роли свободного мышления в творческом акте, за слабое экспериментальное подтверждение. Однако самая мысль о том, что способность к творческой деятельности предполагает сочетание интеллекта и богато развитой чувственной сферы, представляется нам правильной и плодотворной не только по отношению к детям, но и в применении к теории научного творчества.
Н. Дмитриева в книге «Вопросы эстетического воспитания» доказывает мысль о том, что «умение последовательно мыслить и чувство прекрасного соединяются самым тесным образом во всякой творческой деятельности», фактами из истории русской науки. Гений русской науки М. В. Ломоносов был поэтом и художником. Необыкновенное сочетание поэтического и научного мышления позволило ему глубоко проникнуть в тайны природы. Таблица периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, в которой реально обнаруживается ритмически-закономерная структура природного мира - это результат огромной исследовательской, экспериментальной работы и творческого вдохновения.
В процессе творческой деятельности человек не только воспринимает прекрасное, но и творит его, борется за прекрасное. Научно-исследовательская работа студентов в высшем учебном заведении - неотъемлемая часть всей системы учебно-воспитательной работы, развивающая творческую активность специалиста высокой квалификации, владение методами научного исследования, умение действовать «по законам красоты».
Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев в докладе на XXV съезде КПСС говорил о важности идейно-политического, трудового и нравственного воспитания личности. «Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение К общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию - задача нравственного воспитания». Нравственное воспитание в нашей стране осуществляется в единстве с эстетическим, оно предполагает развитие красоты человеческих взаимоотношений, гармонию между личным и общественным, красоту личности каждого.
В классовом обществе мораль, создаваемая господствующими классами, чужда красоте, она уродлива и антиэстетична, это мораль силы, беззастенчивой эксплуатации. Поведение людей в нашем обществе определяется нравственными принципами, которые рождены нашим вещественным строем, борьбой за коммунизм и выражены в моральном кодексе строителя коммунизма. Среди всех социальных явлений, обладающих эстетическими свойствами, наибольшую ценность представляют собой коллектив и личность. С точки зрения их эстетической сущности между ними существует закономерная зависимость: «чем оолее зрел и прекрасен коллектив, тем красивее и содержательнее личность. И наоборот: чем меньше организованы коллективные отношения, связи и зависимости, чем менее они совершенны, тем более личность подвержена случайным влияниям». В студенческом коллективе педагогического института есть свои осооенности, о которых говорит Л. Н. Данилевская: это молодежный коллектив, с количественным преимуществом женщин, примерно на 70% состоящий из выпускников сельских школ и небольших городов. Коллектив имеет специфическую педагогическую направленность, его цель: профессионально-педагогическая подготовка учителя, студенческий коллектив института включает в себя коллективы академической группы, курса, факультета, студенческих научных кружков, строительных отрядов, лекторских групп, художественной самодеятельности, спортивных секций и т. д.
Коллектив постоянно находится в состоянии роста и развития. По мере роста коллектива накапливается опыт коллективной студенческой жизни, воспитывается общественное мнение, закрепляются нормы и правила поведения, растет общественная активность, самостоятельность студентов. Если в начале формирования коллектива студенты выполняют требования, предъявляемые к ним со стороны общественных организаций и администрации вуза, то на старших курсах каждый студент является активным выразителем общественных требований к себе и к коллективу, развивается гармония личного и общественного.
Б. Т. Лихачев выделяет черты и свойства коллектива, прекрасные по существу, которые вызывают чувство удовлетворения, радости:
- разнообразие форм общественной деятельности, богатство связей вуза с обществом;
- целеустремленность;
- забота коллектива о своих членах;
- борьба за лучшие качества человека, за дисциплину;
- эстетика быта коллектива.
Правильная организация студенческой жизни в коллективе, педагогическая и эстетическая подготовка будущих учителей вызывают эстетическое отношение к коллективу, умение понять, почувствовать, оценить эстетику поведения каждого его члена; бороться за эти прекрасные качества.
Наша студенческая молодежь развивает в себе качества стойких инициативных борцов за великие идеи коммунизма, гордость за свою Родину, чувство пролетарского интернационализма, правдивость, честность, искренность, дисциплинированность, чувство долга, собственного достоинства, уважение к людям, чувство коллективизма, дружбы, товарищества, любви к детям, к своей профессии.
Прекрасное в личности заключается в ее устремленности, в единстве социально ценных нравственно-эстетических убеждений и поведения.
А. С. Макаренко утверждает красоту личности человека-коллективиста: «Если он удовлетворяется перспективой своей собственной, хотя бы и далекой, он может представляться сильным, но он не вызывает у нас ощущения красоты личности и ее настоящей ценности. Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек красивее и выше».
Эстетика поведения включает такие качества человека, как вежливость, точность, выдержанность, отзывчивость, скромность, культуру поведения. «Эстетика поведения - это поведение оформленное, получившее какую-то форму. Форма сама является признаком более высокой культуры». Студенты ценят в личности такие нравственные качества, как «широкую душу и доброе сердце», искренность, простоту, правдивость, чуткость, скромность, порядочность, чувство дружбы и товарищества, верность в отношениях с товарищами, внимательность, справедливость, «естественность поведения». «Ненавижу эгоистов», «Не нравятся люди, которые прикрываются хорошими манерами» - вот типичные ответы, полученные нами при анкетировании казанских студентов. В единичных ответах неверно противопоставляется культура поведения внутреннему духовному миру: «Необязательно иметь хорошие манеры. Была бы хорошая, красивая душа». И только один ответ противоречил нравственным убеждениям советского человека: «Главное - приспособиться. Не приспособишься - сотрут».
Специфика эстетики поведения учителя определяется особенностями его профессии, необходимостью знать внутренний мир ученика и влиять на его нравственные качества. Эстетика поведения, таким образом, находит свое выражение в педагогической этике, профессиональной особенности поведения учителя, в его взаимоотношениях с педагогическим коллективом, с родителями, с коллективом школьников и с каждым учащимся в отдельности. Педагогические действия в большинстве своем нравственно значимы. Поэтому нравственный облик учителя, глубокое усвоение принципов коммунистической морали, марксистско-ленинской этики, его способность к самостоятельной моральной ориентации - важнейшее условие профессиональной пригодности учителя, составная часть его педагогического мастерства. Важное значение в выработке мастерства педагога имеет формирование педагогической техники и педагогического такта. Педагогический такт рассматривается советской педагогической наукой как проявление меры в общении с детьми в разнообразных сферах деятельности, уменье выбрать правильный подход к детям в учебно-воспитательной работе. Педагогический такт зависит, прежде всего, от личных качеств педагога, его культуры, любви к детям, гражданственности.
Формой организации поведения учителя является педагогическая техника, в которой проявляются взгляды учителя, его убеждения, характер, темперамент, педагогическое мастерство. А. С. Макаренко говорил о необходимости постановки голоса преподавателя для того, чтобы наиболее точно, внушительно выражать свои мысли и чувства. «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя вести так, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет».
Эстетика поведения включает культуру речи, т. е. «нормативность речи, ее правильность, соответствие требованиям, предъявляемым языку в данном языковом коллективе в определенный исторический период». Нормативность речи включает в себя такие качества, как соблюдение норм произношения, словоупотребления, формообразования, построения предложений; точность, ясность, чистота. Точность речи выражается в ее соответствии мыслям говорящего, в правильном отборе языковых средств для выражения содержания речи. В ясности речи выражается ее доступность и доходчивость для учащихся определенного возраста и культурного уровня. Красота речи предполагает богатство словарного запаса. Бедность словаря делает речь сухой, трафаретной, бесцветной. Например, обедняет речь частое употребление словесных штампов: «имеет большое значение», «играют большую роль»; лишних слов «так», «ну», «значит», «видишь ли» и т. д. Культуре речи способствует разнообразие грамматических конструкций, логическая стройность, художественная выразительность. В школах страны принят единый школьный режим грамотности письма и культуры речи, который требует, чтобы речь учителя была образцом для учащихся.
Составной частью эстетики поведения является культура внешне го вида учителя, его одежда. А. С. Макаренко говорил о необходимости эстетической выразительности, «блеске» детского коллектива, каждого его члена, а также учителя. Внешний облик человека - одна из форм проявления его сущности, его характера, духовного мира. Во внешнем виде учителя проявляется его уважительное или пренебрежительное отношение к учащимся. Внешний вид учителя создает рабочее или нерабочее настроение на уроке, облегчает или затрудняет отношение с ребятами, создает эмоционально-эстетическую атмосферу отношений. Рыданова провела опрос учащихся, выясняя их отношение к костюму учителя. Ребят возмущает небрежность туалета учителя: порванные чулки, неотутюженные брюки, несвежий воротник, неаккуратная прическа. В костюме учителя важна чистота, аккуратность, умение приспособить требования моды к своей фигуре, индивидуальным особенностям, возрасту, профессии, отсутствие модных излишеств и крайностей: слишком прозрачно, слишком узко, слишком коротко и т. д.
Таким образом, понятие «эстетика поведения учителя» - очень широкое. Оно включает в себя такие понятия, как нравственный облик учителя, его педагогическая этика, педагогический такт, педагогическая техника, культура речи, внешний вид.
Эстетическому развитию личности способствует обстановка, в которой живет и работает студент, его предметная среда. Предметная среда, развивая нравственное отношение человека к обществу, к другому человеку, к труду, формирует потребность воспринимать, переживать эстетические ценности, самому создавать их в предметной среде, развивает способность видеть красоту форм, линий, цветовых композиций в предметном окружении.
Таким образом, речь идет об оформлении вуза, общежития, библиотеки, помещений, где живет и работает студент.
Оформление помещений в настоящее время строится на принципе комплексного проектирования, которое включает оформление территории вуза, внешнего вида здания, его внутреннего пространства, создание оптимального светоцветового климата. Внешний и внутренний вид помещения должен создавать бодрое, жизнерадостное, светлое, но вместе с тем рабочее настроение, прививать любовь к своему вузу, гордость за него. Продумано оформление территории вуза. Около Московского государственного университета - чудесный парк с самыми разнообразными породами деревьев, среди зелени - скульптуры, бюсты выдающихся ученых. Около Казанского государственного университета - сквер с памятником молодому Владимиру Ильичу (скульптор - Цигаль).
Казанский университет - величественное здание с колоннами в классическом стиле первой трети XIX века. Недалеко от него поднялись красивые современные многоэтажные здания физического, механико-математического и историко-филологического факультетов. Этот ансамбль корпусов университета рождает чувство возвышенного, гордость за свою «alma mater».
Главное в учебных аудиториях, кабинетах - обилие света и воздуха, чистота (блестящий натертый пол или чисто вымытый деревянный, чистые стены, свежая побелка потолков, полное отсутствие пыли). Стены учебных аудиторий, кабинетов окрашены в светлые тона, обеспечивающие наибольшую работоспособность студентов на лекциях и практических занятиях (цвет беж, нежно зеленый (салатный), кремовый, светло-голубой и т. д.).
Содержание оформления отражает специфику высшего учебного заведения, его связь с жизнью страны, мира. В нем находит выражение многогранная и сложная жизнь вуза с разнообразными интересами студентов, сложившиеся традиции учебного заведения. В фойе историко-филологического факультета - стенная газета «Ленинское знамя», «Бюллетень СНО», газета «Педагог», выпускаемая отделением татарского языка и литературы, выставка студенческих работ - фотографий, которую постоянно оформляют студенты отделения журналистики, есть постоянный щит для расписания, объявлений, студенческих «Молний», которые стремительно реагируют на происходящие события (поздравляют студенческую группу с хорошо проведенным воскресником, кого-то критикуют и т. д.).
Каждый кабинет в высшем учебном заведении отражает специфику своей специальности. Например, кабинет педагогики и психологии - высокая светлая комната; цвет стен - светло-зеленый, портьеры на окнах - палевого цвета. В центре передней стены кабинета - портрет Владимира Ильича Ленина. На боковых стенах портреты выдающихся педагогов прошлого: Яна Амоса Коменского, Иогана Генриха Песталоцци, К. Д. Ушинского; советских педагогов: Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Около стен книжные шкафы, в центре комнаты - письменные рабочие столы для преподавателей. Картотека, стенд - в помощь студентам-практикантам, выставка новинок литературы но педагогике высшей школы для аспирантов и слушателей факультета повышения квалификации. Стенды: «Проблемное обучение», «Эстетическое воспитание», «Технические средства», «Педагогика в вузе».
Обстановка на кафедре представляется нам деловой, строгой и в то же время эмоционально-выразительной. Актовый зал университета, тот знаменитый зал, где состоялась студенческая сходка в декабре 1887 года, в которой принимал участие Владимир Ильич Ульянов-Ленин, вызывает чувство праздничности, торжественности: светло-желтые стены без панелей, красивая трибуна на сцене, полированный длинный стол для президиума, в небольшом углублении сцены - скульптура Владимира Ильича Ленина. Просторные светлые холлы, вестибюли, большие удобные аудитории, лаборатории с новейшим оборудованием - вот что характеризует новейшие многоэтажные корпуса университета.
Учебная жизнь студентов проходит в корпусах университетов и институтов. Однако в жизни студентов большое место занимает их быт. Быт - это уклад повседневной, непроизводственной жизни людей, непосредственно характеризующий способы и формы удовлетворения их материальных и культурных потребностей, это организация повседневной жизни, ее традиционные формы, ее внутренний распорядок. В быту раскрываются разнообразные отношения людей друг к другу, характер их повседневных занятий, образ их жизни и способ времяпрепровождения, житейские привычки, вкусы, формируются характеры людей, обнаруживается культура их поведения и взаимных отношений. Быт современного общества - продукт исторического развития, он определяется всей совокупностью социально-экономических отношений эпохи. Быт нашего общества в период развитого социалистического общества отражает сущность самого передового социального строя, постоянную заботу нашей партии и правительства о материальном благосостоянии, духовном росте советского человека.
Л. И. Брежнев в Отчетном докладе на XXV съезде КПСС подчеркнул необходимость дальнейшего совершенствования культурно-бытовых условий жизни советского народа.
Учащиеся вузов, выпускники школ, в большинстве своем живут в больших общежитиях, просторных и светлых. Коллективы преподавателей и студентов заботятся о создании эстетически выразительной обстановки в общежитиях, в жилых комнатах, коридорах, комнате отдыха, на кухне. И здесь самое главное - чистота и порядок, рациональное размещение мебели, удобный рабочий уголок. Иногда возражение вызывает цветовое оформление комнат: ярко-розовые портьеры на окнах, белые пикейные покрывала на постелях, грязно-зеленые портьеры на двери.
Преподаватели Казанского университета, в частности, преподаватели кафедры педагогики во время посещений общежитий, проводили со студентами беседы на разнообразные педагогические темы, в том числе на тему «Эстетика быта».
В беседе мы говорим о принципах расстановки мебели: группировке предметов, функционально связанных между собой, оставляющей в комнате как можно больше свободного пространства; об основной роли цвета в современном интерьере, о нескольких способах сочетания цветов в помещении: 1) один цвет в разных его оттенках (например, зеленый - более темный и более светлый); 2) гармоничное сочетание цветов, например, зеленый и желтый, желтый и терракотовый, розовый и желтый и т. д.; 3) нейтральная среда и яркие пятна на ней (например, серые стены - яркая скатерть, нейтральные стены и яркие декоративные ткани).
Мы также обратили внимание студентов на украшения в комнате: их не должно быть слишком много, иначе они не будут «смотреться», они должны гармонировать с общей цветовой гаммой комнаты. Среди украшений мы рекомендуем эстампы спокойного содержания (обычно, это пейзажи), живые цветы и т. д.
Требования к эстетике оформления общежитий, студенческих столовых, жилых квартир, должны усвоить студенты, чтобы претворять их в своей жизни и влиять в этом направлении на учащихся.
* * *
Природа органически входит в жизнь и деятельность человека, ее воспитательное воздействие велико и многообразно.
Ф. Энгельс утверждал, что люди будущего «будут не только чувствовать, но и сознавать свое единство с природой». Созданию такого единства поможет эстетическое чувство природы, которое развивается при восприятии прекрасных ландшафтов, животных и растений, т. е. прекрасных природных явлений.
В настоящее время познание диалектических законов движения материи, развитие конкретных наук (физики, астрономии, биологии и др.) в значительной мере расширило горизонты красоты природы.
Какие качества природы воспринимаются как объективно прекрасное? Прежде всего, единство в многообразии, проявляющееся в форме повторяемости и регулярности. Повторяемость и регулярность «являются важнейшими признаками любой эстетически содержательной композиции - будь это целый мир животных или произведение архитектуры, построение музыкальной симфонии или структуры различных клеток». Целесообразность в природе, проявляющаяся в экономичности и эффективности использования строительного материала (пчелиные соты, раковины, паутина и т. д.). Эстетически воспринимается мера в природе, т. е. единство качества и количества; целостность организмов, т. е. взаимосвязанное единство частей в построении; гармония частей и целого в ее диалектическом единстве с содержанием (легкие очертания птицы, гармонические очертания листа, серебристая чешуя рыбы и т. д.). Объективно существующие эстетические качества природы есть результат длительного эволюционного ее развития.
Прекрасное в природе безгранично. Однако на протяжении исторического развития люди по-разному относились к природе. Это отношение зависело от уровня экономического развития, общественных отношений. Древние греки имели нормальное и здоровое чувство природы, они видели прекрасное в гармонии, в естественном порядке. В средние века, люди, противопоставляя низменный земной мир высшему божественному, не видели в природе красоты. В эпоху Возрождения люди вновь полюбили формы и краски природы, ее грандиозную величественную красоту. В эпоху капитализма и империализма чувство красоты природы у дельцов и предпринимателей было вытеснено интересом к наживе, ненавистью к человеку. В эпоху империализма появились разные формы абстрактной живописи, искажающей красоту природы.
В эпоху социализма и перехода от социализма к коммунизму советский человек эстетически воспринимает и оценивает природу, естественную и преобразованную рукой человека. В настоящее время «в основе эстетического воспитания средствами природы лежит «установление» правильных отношений между человеком и природой, активизация интереса к формообразующим процессам в природе; расширение сферы эмоциональных впечатлений, получаемых человеком от природы; развитие гуманного отношения к природе, основанного на нравственном и эстетическом идеале нашего общества; патриотическое воспитание на базе представлений о красоте родной природы».
Учитель должен тонко чувствовать окружающий его растительный и животный мир, глубоко разбираться в закономерностях движения органической материи, быть хозяином и защитником ее, целеустремленным борцом за ее охрану; уметь воспитывать у учащихся эстетическое отношение к природе.
Сочинения студентов историко-филологического факультета Казанского университета на тему «Любимый уголок моей Родины» показали, что их эстетическое отношение к природе выражается в способности любоваться ее красками, формами; глубоко чувствовать поэзию природы, красоту родного края. Все студенты выражают не только эстетическое чувство природы, но и привязанность к родному краю, любовь к Родине, к людям из родного города, села.
Расширяя и обогащая знания и чувство любви студентов к природе, преподаватели вуза обращают особое внимание на их самостоятельное творчество, на активную деятельность по изучению и охране природы. Например, в Казанском университете ведет огромную научно-исследовательскую и воспитательную работу кафедра охраны природы, созданная на биологическом факультете.
* * *
Ведущую роль в эстетическом воспитании играет искусство - особая форма общественного сознания, отражение действительности в художественных образах.
Теоретики эстетического воспитания капиталистических стран противопоставляют роль искусства и действительности в эстетическом воспитании. Некоторые американские педагоги, исходя из концепции творческого поведения В. Лоуэнфельда (творческая энергия, приобретенная в занятиях искусством, трансформируется в творческое поведение и в других областях жизни), сделали неверный вывод, что художественное воспитание обязательно при изучении всех предметов, искусство же и художественный опыт учащихся можно устранить из процесса художественного воспитания. Эта крайняя точка зрения находится в противоречии с другой позицией американских теоретиков и педагогов, провозглашающих искусство единственным средством эстетического воспитания, которое понимается как гуманистическое воспитание человека. Термин «художественное воспитание» понимается как воспитание средствами изобразительного искусства, «эстетическое воспитание» - как воспитание средствами и других искусств.
В настоящее время художественное воспитание в капиталистических странах заняло центральное место в общем воспитании личности. В Америке создана Национальная Ассоциация художественного воспитания (NAEA), в Англии - королевское «Общество воспитания через искусство», при ЮНЕСКО создано Международное общество воспитания через искусство (INSEA). Американские деятели просвещения считают искусство спасением от социальных противоречий современного им буржуазного общества с его господством науки и технологии, стремлением к обогащению, понуждением к унификации, утратой индивидуальности, общей напряженностью и беспокойством, пренебрежением субъективными и духовными аспектами жизни.
Искусство субъективно, оно индивидуально и связано с духовными ценностями жизни, поэтому оно противостоит унификации. Цель искусства понимается очень широко. Б. П. Юсоз в книге «Искусство и дети» приводит в качестве примера понимание цели воспитания через искусство в руководстве для учителя, изданном в Миннеаполисе в 1960 году: «Искусство призвано развивать и поддерживать физическое и умственное здоровье, способствовать овладению фундаментальными умениями и знаниями, лежащими в основе всех других областей познания, добиваться понимания конституционной формы правительства, знания истории США и той роли, которую США играют в международных событиях, внедрить научный подход к проблемам жизни, разъяснять необходимость накопления и сохранения человеческих и природных ресурсов и вклад, сделанный наукой в тот мир, где мы живем, готовить культурного потребителя материальных ценностей, продуктов культуры. Искусство должно развивать интересы, которые способствуют использованию досуга, углублять понимание жизни и побуждать людей действовать в соответствии с ними».
Однако понимание искусства в буржуазной философии, эстетике, искусствоведении - субъективно-идеалистическое. Сильно влияние психоаналитической теории Фрейда, который отрывает искусство от действительности, отводит ему сферу иррационального, считая искусство символическим выражением подавленных желаний, фактором компенсации.
На субъективно-идеалистических позициях строится прагматическая философия американского философа, психолога, педагога Джона Дьюи, который утверждал, что всякая теория является средством приспособления к действительности и оправдывается не объективной истинностью, а практической полезностью. Дьюи включает в понятие «опыт» все явления жизни, материальные и идеальные, восприятие и воспринимаемое, субъективное и объективное, сюда же включается и искусство. Дьюи считает искусством опыт, который характеризуется единством, упорядоченностью, целостностью частей, завершенностью, т. е. определенной формой. Однако специфика искусства в этом понимании исчезает в силу действия закона непрерывности, предложенного Дьюи: между субъектом и объектом существует бесконечное число звеньев, снимающих различия между крайними полюсами. Таким образом, нет разницы между эстетическим и неэстетичеоким, а искусство - это процесс оформления опыта, т. е. эта деятельность без овладения богатством мировой культуры и искусства, без художественной эрудиции, без художественного восприятия.
Неотомист Жак Маритен считает искусство только средством созидания и средством познания божественной сущности, но не средством познания окружающей действительности.
Не способны дать ответ на вопрос о природе искусства представители идеалистической семиотической концепции. Семиотики рассматривают искусство как знак, показывающий ценность или ценностную структуру. Особенность эстетического знака - в его изобразительном характере. Семиотика в ее идеалистической интерпретации отрицает познавательный характер искусства, отрывает его от действительности, считая, что знаки, образы и символы передают лишь абстрактные ценности или абстрактную структуру чувств.
Таким образом, современная идеалистическая эстетика понимает искусство как явление сознания, оторванное от действительности, лишенное познавательной и нравственной сущности, сводит его к формотворчеству, разрушает художественный образ в искусстве.
Марксистско-ленинская эстетика, опираясь на ленинскую теорию отражения, понимает искусство как специфическую форму познания объективного мира, показывающую общее, закономерное, существенное через конкретное, индивидуальное: «...тут весь гвоздь в индивидуальной обстановке, в анализе характеров и психики данных типов». В искусстве находит концентрированное выражение эстетическое отношение человека к действительности. Искусство воздействует на людей силой художественных образов, давая через них идейную, эстетическую оценку явлениям действительности, искусство будит в человеке лучшие чувства, воспитывает активно-преобразовательное отношение к жизни. «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».
Искусство влияет на человеческую личность в целом. Передовое реалистическое искусство прошлого, искусство социалистического реализма раскрывает мир прекрасного, доставляет эстетическое наслаждение; воспитывает коммунистическое мировоззрение, чувство любви и преданности своему народу, своей Родине, нравственный облик человека в целом; искусство имеет познавательное значение, развивает творческие способности, приводит в движение все духовные силы человека.
И в ответ «вспыхивает симфония» понятий, чувств, ассоциаций, золевых устремлений: «Это моральные, политические - всякие!- принадлежащие вашему же личному опыту обобщения, скопленные вами в вашей жизни и вдруг в долю секунды вырастающие, обогащающие, новые! Лежало что-то в подвалах души, в кладовых сердца, лежало и шевелилось, не работало. А тут волею писателя восстало из мертвых, воскресло, соотнеслось одно с другим, заиграло, стало активным, нашло свое место в вашем объяснении жизни, захватило вас. Вы и не подозревали, что в вас такое сокровище».
Таким образом, факторами эстетического воспитания являются действительность и искусство. Цель и задачи эстетического воспитания осуществляются в разнообразных формах педагогического процесса в вузе, в учебной и внеаудиторной работе.
В работе мы различаем термины «эстетическое воспитание» как более широкое понятие, охватывающее область действительности и искусства, и «художественное воспитание» как составную часть эстетического воспитания, как воспитание средствами искусства.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +