Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Опыт личности. Знания. Навыки. Умения. Привычки


К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. "Психология"
"Высшая школа", Москва, 1977 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

вернуться в оглавление книги...

Учебная цель — понять сущность и закономерности формирования у учащихся знаний, навыков, умений и привычек и на этой основе осмыслить свои возможности практического использования психологических закономерностей формирования опыта личностей учащихся в процессе преподавательской деятельности.

ЗНАНИЯ

Ни одна деятельность не может быть успешной, если исполняющий не знает, что, как и почему надо осуществлять, в какой последовательности, с чего начать и какой результат получить. Даже самая простая работа непременно требует таких предварительных знаний, а тем более сложная, с применением мощных технических средств производства. Чем мощнее технические средства и сложнее производственная деятельность, тем больше требуется знаний для ее практического осуществления.
Основная цель профессионально-технического образования — подготовить учащихся к производительному труду, удовлетворяющему общественные и личные потребности. Производительность труда зависит прежде всего от подготовленности к работе по избранной профессии, от их личного опыта.
Опыт личности — это совокупность приобретенных ею знаний, навыков, умений и привычек. В общем плане он определяет культуру человека, в профессиональном — его подготовленность.
Знания — это система понятий о предметах и явлениях, усвоенных в результате восприятий, аналитико-синтетического мышления, запоминания и практической деятельности.
Понятие — отражение объективно существенного в вещах и явлениях. Понимание — процесс мышления, выявляющий существенные связи вещей или явлений при их непосредственном или опосредованном словами других изучении.
По своему качеству и содержанию знания могут быть систематическими и бессистемными, теоретическими и практическими, обширными и узкими, глубокими и поверхностными, гибкими и шаблонными, прочными и непрочными.
Систематические знания представляют собой строго оправданную систему тесно взаимосвязанных понятий, наиболее удобную для усвоения, хранения в памяти и практического использования в жизни и деятельности. Такой системой является система понятий, построенная по формуле: сущность — состав — строение — использование. Применительно к знаниям какого-либо материального предмета, сложной машины или ее детали эта формула более развернута: название и назначение — принцип действия — части и их взаимосвязи — технические данные и параметры — правила использования — возможные неисправности и способы их устранения — уход и сбережение.
В этой системе знаний ничего нельзя упускать или менять местами без ущерба для восприятия, осмысливания, запоминания и применения на практике, потому что она построена по законам логики и психологии. Знания не могут быть систематическими, если, например, поняты состав, строение и использование, но не известна сущность, или поняты сущность, состав и строение, но совсем неясно использование. Разрозненные знания машины, например, ее конструкции без понимания принципа действия тоже будут крайне плохими, непрочными и малополезными. Так, не зная принципа действия машины, нельзя понять, как она работает. Не зная принципиальной схемы электронного прибора, невозможно разобраться в его устройстве.
Для того чтобы знания учащихся были систематизированными, преподавателю необходимо сообщать их учащимся или требовать самостоятельного изучения литературных источников, схем и натуральных предметов в строго определенной последовательности. Такой же порядок должен быть и при ответах учащихся на вопросы преподавателя. Систематичности знаний надо требовать от учащихся постоянно и неукоснительно. Только при этом условии могут быть полными необходимые им для производственной деятельности теоретические и практические знания.
Теоретические и практические знания противоположны не по качеству, а по содержанию, но вместе с тем они имеют тесную взаимосвязь, особенно в профессионально-техническом обучении и производственной деятельности, где требуются и теоретические и практические знания. Научно-технический прогресс лишь изменяет их удельный вес и значимость в подготовке квалифицированных рабочих. Практические знания отражают связи и отношения предметов и явлений, которые непосредственно включены в практическую деятельность. На протяжении столетий, когда производственный труд был простым и в нем использовались лишь примитивные технические средства, практические знания приобретались рабочими главным образом в процессе самого труда. По мере усложнения технических средств производства значение практических знаний возрастало; приобретение их учащимися стало уже одной из важнейших задач профессионально-технического, но по существу все еще ремесленного обучения. Однако с применением механизации производственных процессов одних лишь практических знаний было уже недостаточно; потребовались, пока еще в незначительной мере, теоретические знания. А с появлением на производстве автоматических средств значение теоретических знаний возросло так, что они стали главнейшими в подготовке современных квалифицированных рабочих.
Теоретические знания отражают не непосредственные чувственные свойства предметов, а их общие существенные объективные отношения. Они отражают опыт, систематизирующий общие, существенные для познавательной и практической деятельности человека свойства реальности, являются системой понятий, обобщающих опыт, вскрывающих объективные законы и закономерности, из которых выведены принципы и правила. При этом понятия не просто «выводятся из опыта», а создаются, конструируются, чтобы достичь максимальной организации имеющейся информации, и выражаются в принципах, правилах, принципиальных схемах, уравнениях и формулах.
Возрастание роли теоретических знаний в подготовке квалифицированных рабочих объясняется тем, что современные технические средства и технология производства настолько сложны и многообразны, а в дальнейшем будут еще более сложными, что изучить их индивидуальным путем (от частного к общему) уже чрезвычайно трудно, а некоторые и невозможно. Гораздо целесообразнее дедуктивный путь (от общего к частному), по общему принципу: от содержательного общего к мысленно выводимому частному.
Приобретение учащимися профессионально-технических учебных заведений теоретических, а затем и практических знаний целесообразно осуществлять по следующим психолого-педагогическим принципам:
во-первых, начинать обучение не с частного, а с общего; не с близкого, а с главного; не с частей, а с целого; не с элементов, а со структуры;
во-вторых, соответственно вести обучение, переходя от общего к частному, от главного — к детали, от целого — к частям; от структуры — к ее элементам; от принципов — к их применению;
в-третьих, организовать материалы обучения соответственно этим требованиям в порядке логического развертывания исходных принципов и понятий по мере их конкретизации в систему соответствующей науки;
в-четвертых, достигать освоения знаний, понятий и принципов через применение соответствующих им знаковых систем (слов, формул, высказываний, схем), через анализ и классификацию конкретных объектов, решение определенных классов задач и т. д. (1)
Продуманное выполнение этих принципов в процессе теоретического обучения не только позволит учащимся успешно повышать их систематические, теоретические и практические знания, но и обеспечит их обширность.
Широта знаний — это их разносторонность, охват большого круга вопросов, касающихся нескольких областей науки или весьма сложных предметов и явлений. Необходимость расширения таких знаний учащихся обусловливается продолжающейся ускоренной дифференциацией и интеграцией наук, а также научно-техническим прогрессом в сфере материального производства.
Дифференциация наук, выражающаяся в появлении все новых и новых ее разделов и отраслей в результате «отпочкования» от «старых», порождает обилие научных предметов, все более вторгающихся в жизнь и деятельность рабочего, вынуждающих его как-то изучать большое их количество. Обилие информации и многопредметность усложняют профессионально-техническое обучение еще и одновременно усиливающейся интеграцией наук, их взаимосвязью.
Интеграция наук требует от учащихся изучения не только тех наук, которые непосредственно касаются их будущей деятельности, но и многих смежных с ними, что ведет к еще большему расширению необходимого объема знаний для использования все новых и новых технических средств производства.
Технический прогресс создает такие условия подготовки квалифицированных рабочих, когда учащиеся изучают в профессионально-техническом учебном заведении одни технические средства производства, а закончив обучение, на предприятии могут столкнуться с новыми, неизученными и неосвоенными. Такие неоднократные столкновения с новинками техники ожидают их в дальнейшей производственной деятельности.
Все эти обстоятельства чрезвычайно усложняют теоретическую и практическую подготовку квалифицированных рабочих, так что вместе с расширением объема знаний создается реальная опасность все более поверхностного их освоения и плохого закрепления в памяти и выпуска из училищ на производство недоучек. Предотвратить эту опасность можно только двумя путями: во-первых,
---------------------------------------------
1. Об этом см.: Ительсон Л. Б. Психологические теории научения и модели процесса обучения. «Советская педагогика», 1973, № 3, с. 93.
---------------------------------------------
основательным изучением общих теоретических основ, которые учащимися могут быть применены к различным условиям производственной деятельности, и, во-вторых, развитием самостоятельности учащихся в изучении нового для них учебного материала и освоении технических средств производства с тем, чтобы научить их в дальнейшем, на производстве, самостоятельно изучать и осваивать новую технику и технологию. Только такими путями теоретической подготовки учащихся можно избежать поверхностных знаний и обеспечить необходимую их глубину и гибкость.
Глубина знаний определяется проникновением в сущность и все элементы предметов и явлений. Глубокие знания теории, техники и технологии могут обеспечить успешное формирование не только навыков и умений, но и производственного мастерства. Однако совместить обширность знаний с их глубиной чрезвычайно трудно. Для преодоления этой трудности преподавателям общетехнических и специальных предметов надо хорошо изучить психологические особенности той профессии, к которой они готовят учащихся, чтобы точно знать, в каких вопросах теории и практики учащиеся должны усвоить только общие закономерности, принципы и правила, а в каких — знать и все теоретические и практические тонкости осваиваемого дела. В этом преподавателям могут помочь подробно разработанные квалификационная характеристика профессии и учебные программы по их предметам, а также основательно продуманная с точки зрения объема и глубины знаний, необходимых учащимся данной профессии, методика обучения.
Для определения глубины знаний, которые учащиеся должны приобрести на том или ином занятии, следует точно определить его учебную цель. По одной и той же теме учебные цели могут быть самыми разнообразными — от «получить сведения» или только «общие понятия» до «научиться безошибочно выполнять такие-то действия». При определении учебной цели придется учитывать не только требования учебной программы, предусматривающей, глубину знаний, подготовленность учащихся к усвоению данной темы, необходимое учебное время и учебные пособия, но и соответствующие учебной цели методы и формы проведения занятий. К тому же методика учебной работы учащихся должна обеспечить получение ими не только глубоких, но и гибких знаний.
Гибкость знаний — это их переносимость с одних предметов и явлений на другие. В легким и наиболее полном переносе одних и тех же знаний на возможно большее количество разнообразных предметов и явлений заключается сущность их гибкости, которая чрезвычайно важна в современных и будущих условиях производственной деятельности квалифицированных рабочих механизированного и автоматизированного производства со все обновляющимися техническими средствами и технологией.
Такая гибкость знаний учащихся профессионально-технических учебных заведений может быть достигнута хорошо продуманной методикой проведения теоретических занятий, которая предусматривает: основательное изучение учащимися общих законов, закономерностей, принципов и правил, принципиальных схем, графиков и формул, распространяющихся на возможно большее количество разнообразных предметов и явлений, с которыми учащиеся могут столкнуться в практике своей работы на производстве; многократное и разнообразное самостоятельное применение учащимися этих общих положений к конкретным условиям их будущей производственной деятельности путем продумывания соответствующих способов такого использования теоретических основ в разнообразных практических ситуациях, решения соответствующих проблемных задач и выполнения практических заданий; тщательный самоконтроль и проверку преподавателем правильности решений проблемных задач и выполнения заданий учащимися с соответствующим поощрением их самостоятельности, инициативы и находчивости.
Такое обучение обеспечит не только развитие мышления учащихся и гибкость их знаний, но и прочность усвоения теоретических основ производственной деятельности. Широкие, глубокие и гибкие знания, приобретенные учащимся, определяют его состояние уверенности в своих возможностях выполнять опирающуюся на эти знания деятельность и доверия к машинам и механизмам, с помощью которых она выполняется.
Прочные знания — это закрепленные в памяти глубокие понятия основной сущности предметов и явлений. Когда из памяти легко извлекается главное содержание знаний, то уже нетрудно воспроизвести в сознании отдельные компоненты, от крупных их совокупностей до мелких подробностей.
Прочное закрепление в памяти знаний достигается: яркостью и полнотой восприятий изучаемого учебного материала; эмоциональным возбуждением в процессе восприятий; осознанием важности в жизни и деятельности изучаемых предметов и явлений; глубоким и всесторонним осмысливанием содержания изучаемого; практическим применением знаний в разнообразных условиях деятельности; неоднократным воспроизведением в сознании ранее усвоенного в связи с изучением чего-либо нового, когда запомненное прочно увязывается с только еще воспринимаемым и осмысливаемым.
Механическое, хотя и многократное повторение («зазубривание») запоминаемого мало полезно для прочности знаний, которое представляет собой, как уже отмечалось, не разрозненные сведения, а систему понятий и может прочно закрепляться лишь в определенной для данного учебного материала системе.
Главными условиями приобретения учащимися систематических, обширных, глубоких, гибких и прочных практических и теоретических знаний является их интерес к изучаемому и бодрое психическое состояние во время этого изучения.

Проверка усвоения психологической сущности знаний:
1. Из чего складывается опыт личности?
2. Как сложность деятельности и техническое оснащение производства влияют на требующееся содержание и качество знаний рабочих?
3. Какие знания по содержанию и качеству требуются в современных условиях от квалифицированных рабочих?
4. Продумайте по каждому виду знаний, чем они вызываются и какими путями формируются в процессе профессионально-технического обучения.

НАВЫКИ

Существует два типа осознания человеком выполняемой им деятельности. В одном осознается большей частью техническая сторона деятельности, когда человек впервые приступает к ее выполнению и обращает при этом внимание на все элементы этой деятельности. В другом типе осознания человеком своей деятельности, уже в какой-то мере освоенной, осознается главным образом ее цель, достигаемая отдельными действиями, основное внимание направляется на результаты этих частных действий, выполняемых уже без специально направленного на них внимания, неосознанно. При этом появляется возможность лучше сочетать отдельные элементы деятельности и выполнять ее точнее и быстрее благодаря навыкам.
Навык как свойство личности — его способность в процессе целенаправленной деятельности выполнять составляющие ее частные действия автоматизированно, без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания. Вместе с тем эти действия сформированные в процессе,их упражнения и вошедшие в структуру более сложных действий, могут становиться операцией.
Результаты упражнений в формировании навыков могут быть выражены графически в виде кривой, назыраемой кривой упражнения. При построении этой кривой по оси абсцисс откладываются порядковые номера упражнений (дни), а по оси ординат — продуктивность действия при каждом упражнении. Кривым упражнений любых навыков присущ ряд закономерностей.
Первая особенность развития нового навыка заключается в крутом подъеме кривой в начале обучения, далее же этот подъем замедляется и иногда становится на длительный срок незначительным. Но, изыскивая новые способы решения задачи, человек может развивать свой навык практически беспредельно: сколько бы навык ни казался «законченным», он может быть развит дальше.
Вторая особенность хода развития навыка — это временные задержки в увеличении его продуктивности. На кривой упражнения эта задержка проявляется в виде плато. Оно выражает моменты внутренней перестройки навыка, переход к выполнению его более совершенными приемами.
Третья особенность хода развития навыка — его неравномерность, появление периодов временного ухудшения его продуктивности. Временные снижения — общее правило развития всех навыков. Они могут вызываться многими причинами, влияющими на этапы формирования навыка.
Навыки человека в своем формировании и осуществлении всегда подконтрольны сознанию, и в этом их отличие от всегда вредных автоматизмов, при которых теряется контроль сознания. Автоматизация навыка, напротив, полезна. Она не устраняет контроля сознания ни за достигаемой целью, ни за результатом выполнения навыков.
Навыки могут быть умственные (мышления и памяти), сенсорные (навыки восприятий), двигательные (психомоторные) и волевые. Каждый навык проходит ряд этапов в процессе его формирования. Этот процесс называется автоматизацией навыка. (...)Сенсорные навыки при перерывах менее устойчивы, чем двигательные. Кроме того, в первую очередь затухают более молодые и поэтому менее прочные навыки, а также более сложные по своей психологической структуре. Причинами, вызывающими деавтоматизацию, кроме перерывов, могут быть также вынужденное ускорение темпа работы, утомление, эмоциональное возбуждение и напряженность.
Закономерности формирования и затухания двигательных навыков, навыков наблюдения, восприятия, мышления, решения задач и самоконтроля весьма разнообразны. Но есть один общий закон формирования любых навыков, сущность которого заключается в том, что действия автоматизируются только тогда, когда в процессе их выполнения внимание направлено на их цель, достижение которой эти автоматизирующиеся действия обеспечивают.
Развивающиеся навыки всегда взаимодействуют с уже имеющимися. Облегчение или затруднение в усвоении нового навыка в результате его взаимодействия с уже ранее сформировавшимся называется переносом навыков (положительным или отрицательным). В результате ряда положительных переносов получается гибкий навык.
Навык тем и отличается от автоматизма, что в начале подобных упражнений это действие выполнялось вполне сознательно при направленном на него внимании и только в последующем в основном упражнении автоматизируемые действия должны выполняться при направленном внимании не на них, а на их цель. При этом по мере совершенствования навыков цель автоматизируемых действий следует постепенно удалять от них и таким путем формировать все более и более сложный комплекс навыков выполнения какой-либо работы, совершенствуя тем самым сложные умения (1).

Проверка усвоения сущности и закономерностей развития навыков:
1. Что называется навыком?
2 Почему навыки развиваются неравномерно?
3. Чем отличаются автоматизирванные навыки от автоматизмов?
4. По каким признакам можно судить о ходе формирования навыков?
5. Перечислите виды навыков.
6. В чем могут заключаться причины деавтоматизации навыков?
7. При каком основном условии образуется гибкий навык?

УМЕНИЯ

В процессе накопления на теоретических занятиях и вводных инструктажах знаний и навыков в упражнениях и производственной практике формируются определенные умения.
Умение — это способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях. Любое умение включает в себя представления, понятия, знания, навыки концентрации, распределения и переключения внимания, навыки восприятий, мышления, самоконтроля и регулирования процесса деятельности.
Любое умение, тем более сложное, не создается каждый раз заново со всеми его компонентами, а формируется на основе переноса уже имеющихся знаний, представлений и навыков, приспосабливая их к новым условиям и заново формируя лишь те их элементы, которых недостает в этих новых условиях. Умения нельзя ни противопоставлять знаниям и навыкам, ни располагать при перечислении раньше, как это часто делается, так
-----------------------------------------------
1. Подробнее о формировании профессиональных навыков см.: Чебышева В. В. Психология трудового обучения. М., 1969, и ее гл. IV кн.: Вопросы профессиональной педагогики. М.., 1968, с. 52—100.
-----------------------------------------------
как умения образуются лишь на их основе. Но умение включает и понимание взаимоотношений между целью данной деятельности, условиями и способами ее выполнения. Потому-то в психологическую структуру умений входят не только навыки, но и знания, и творческое мышление.
Приступая к обучению какой-либо новой деятельности, сначала надо определить ее цель, потом показать и дать понять, как осуществлять эту деятельность, в какой последовательности действий, и дать представления о технике их выполнения. Практически выполняя осваиваемую работу, учащийся должен приспосабливать к ее цели и условиям имеющиеся навыки и формировать новые, недостающие в этих новых условиях.
Знание цели деятельности, понятия и представления о способах ее достижения непременно должны предшествовать формированию умений, в процессе которого имеющиеся понятия, представления и навыки будут расширяться, углубляться, совершенствоваться, «обрастать» новыми компонентами, которых не хватало для умелого выполнения вновь осваиваемой деятельности. Профессиональные умения проходят при своем формировании ряд этапов.
(...) Формирование умений — конечная обязательная цель профессионального обучения, его завершение. Умения лучше всего определяют подготовленность учащегося, становясь особенностями его личности. Ведь когда о рабочем говорят «умелец», а об учащемся «неумелый», то этим хотя и кратко, но точно характеризуют определенные особенности их личности.
Навыки и умения формируются только в практической деятельности, осуществляемой методами упражнений и обучения. Вне целенаправленной деятельности ни умения, ни тем более составляющие их навыки формироваться не могут.
Умения, со всеми входящими в них компонентами, наиболее успешно формируются при следующих основных условиях: четко определенных целях учебной деятельности в смысле результата действий и цели упражнений (т. е. каких показателей действий надо достичь в процессе упражнений); понимании правил и последовательности выполнения действий, направленных на достижение цели деятельности; ясном представлении техники выполнения действий и их конечного результата, т. е. наличии образа, которого следует достичь; постоянном самоконтроле качества действий путем сличения их результатов со сложившимся в представлении или зрительно воспринимаемым образом; своевременном обнаружении отклонений, ошибок и брака в учебной работе и внесении поправок в свои действия при следующих повторениях этих действий; правильной самооценке успехов в достижении конкретной цели учебной деятельности и цели упражнений и наличии отчетливо осознанного стремления к совершенствованию осваиваемых действий.
Навыки и умения, сформированные в процессе ознакомительных, пробных и основных упражнений, продолжают совершенствоваться в производственной практике. В учебных мастерских и на производстве умения становятся профессиональным мастерством.
Мастерство — это высший уровень развития профессиональных умений и конечная желаемая цель профессионального обучения. Оно достигается практикой и потому обычно уже только на производстве. Мастерство — это легкость точного, быстрого и творческого выполнения сложной работы. Есть рабочие, выполняющие свое дело с большой точностью и достаточно быстро, но напрягающие при этом все свои силы, работающие с максимальной затратой энергии. Они знатоки и умельцы, но не мастера, потому что в их работе нет легкости, экономной траты энергии, нет ее избытка, дающего возможность плодотворно работать длительное время и творчески преодолевать непредвиденные осложнения. Мастерство — это надежность в работе, гарантирующая высокое качество и устойчивый ритм труда.

Проверка усвоения сущности и закономерностей формирования умений:
1. Что значит уметь?
2. Что должно предшествовать формированию умений и обеспечивать его?
3. Из каких компонентов складываются умения?
4. В каких видах деятельности формируются умения?
5. Перечислите условия успешного формирования умений.

ПРИВЫЧКИ

Не только у высококвалифицированных рабочих, но и у учащихся многие действия должны формироваться как профессиональные привычки.
Привычка — это действие, выполнение которого стало потребностью, вызывающей неприятные чувства неудовлетворенности и беспокойства, когда оно не выполняется. Привычными могут быть отдельные слова и движения, фразы и действия, акты и манеры поведения и даже сложные и длительные виды деятельности. Привычки бывают полезные, облегчающие точное и своевременное выполнение работы, делающие даже тяжелый труд приятным; могут быть неуместные, вызывающие бесполезные и ненужные в данных условиях действия; бывают и вредные для жизни и работы, угрожающие неприятностями и даже большими опасностями. Появляясь не в соответствующем месте и не вовремя, неуместные и вредные привычки могут оказаться полезными в других условиях.
Помимо узкопрофессиональных привычек, существуют общетрудовые привычки: не мешать чужой работе; помогать ей; уметь сообща распределять общую работу между членами коллектива; составлять перед началом работы организационный план; отчитываться в своей работе; быть аккуратным и обеспечивать себя заранее материалом, инструментами; распределять труд во времени и др.
Привычки возникают в результате многократного повторения каких-либо действий на эмоциональном фоне. Но есть множество действий, повторяющихся огромное число раз и все же не являющихся привычками, и есть привычки, возникающие мгновенно. Профессиональные привычки возникают вследствие глубокого осознания и обязательно сильного эмоционального переживания, какого-либо сугубо важного, ответственного или опасного действия.
Многие бытовые и трудовые привычки формируются в детстве, в процессе воспитания и накопления жизненного опыта — например, привычка вести себя должным образом во время приема пищи, привычка к чистоте и аккуратности в одежде и помещениях, привычка к производительному труду или к художественному либо техническому творчеству и изобретательству. Профессиональные привычки формируются в процессе профессионального обучения и во время производственной работы на предприятии.
В большинстве случаев привычки образуются стихийно, не преднамеренно со стороны воспитателей и тем более воспитанников. И все же опытные воспитатели формируют у своих воспитанников полезные привычки и искореняют вредные своими воздействиями на сознание и чувства воспитанников.
Для устранения вредных привычек известно только два пути: осознание носителем такой привычки ее вредности, вызывающее «го волевое усилие в преодолении этой привычки, и второй путь — создание таких условий, при которых каждое выполнение дурного привычного действия сопровождалось бы неприятным чувством, более сильным, чем чувство удовлетворения, доставляемое осуществлением привычного действия.
В формировании полезных и в устранении вредных привычек первостепенное значение имеет среда. Неряха в чистом помещении не плюнет. Сквернослов сквернословить не станет в кругу культурных людей. Лентяй среди энергичных производственников своей бригады испытает множество весьма неприятных чувств из-за собственной лени и халатности. Он вынужден будет усилием воли избавиться от лени и работать так же добросовестно и расторопно, как его товарищи по бригаде, или же уйти из нее.

Проверка усвоения сущности и причин возникновения привычек:
1. Что называется привычкой?
2. Как возникают профессиональные привычки?
3. Какими путями преподаватель может способствовать возникновению у учащегося той или иной полезной для него привычки? (Вообразите несколько учебных ситуаций, в которых могут возникнуть такие привычки.)
4. Какими путями можно искоренить у учащегося вредную привычку?

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +