Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Методы устного изложения


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Методы устного изложения включают рассказ, объяснение и лекцию. Характерная черта этих методов — основой служит живое слово учителя. Пользуясь устным изложением, учитель может наиболее глубоко охарактеризовать изучаемую тему и осветить материал под таким углом зрения и с включением таких фактов, которые в наибольшей мере способствуют коммунистическому воспитанию учащихся.
Устное изложение развивает у учащихся умение следить за ходом мыслей другого и извлекать знания из устного слова, что составляет такую же важную задачу школы, как научить детей извлечению знаний из книг. Устное слово учителя служит для учащихся образцом последовательного и логичного изложения материала. Наконец, устное изложение вносит в обучение эмоциональный элемент.
Успешность применения метода устного изложения зависит от того, насколько умело учитель руководит познавательной деятельностью учащихся во время слушания. Приемы руководства познавательной деятельностью учащихся весьма разнообразны. Среди них можно выделить приемы руководства, связанные с формой изложения, и приемы руководства, связанные с содержанием изложения.
К числу приемов руководства, осуществляемых через изложение, относятся следующие: объявление учащимся темы урока, сообщение типовых планов географических характеристик, четкое выделение основных фактов и понятий, подлежащих твердому усвоению, членение излагаемого материала на отдельные логические части, постановка проблемных вопросов, использование сравнений.
Приемы руководства через содержание учебного материала включают: показ практического значения полученных знаний, осуществление краеведческого принципа преподавания, привлечение современного материала о важнейших событиях внутренней и международной жизни, опору на уже имеющиеся у учащихся знания, использование занимательных и воздействующих на эмоции фактов.
Усвоение знаний со слуха опирается на определенный комплекс психологических функций учащихся. Если изложение учителя используется без сочетания с другими методами, оно апеллирует к представлениям, воображению и мышлению учащихся, но не опирается на их непосредственные ощущения и моторные действия. Поэтому устное изложение часто вызывает у учащихся, особенно младшего возраста, затруднения. В связи с этим продолжительность устного изложения возрастает от младших классов к старшим. Опыт показывает, что если в V—VI классах рассказ или объяснение учителя может длиться не более 5—10 минут, то в старших классах возможны лекции и объяснения, занимающие значительную, а иногда и большую часть урока.
Для преодоления трудностей, возникающих у учащихся при восприятии устного изложения, целесообразно сочетать слово учителя с другими методами обучения, расширяющими круг психологических действий учащихся.
Характер сочетаний определяется содержанием обучения по географии. Наиболее часто используются такие сочетания: устное изложение и работа с картой, устное изложение и работа с наглядными пособиями; устное изложение и работа со статистическим материалом, графиками и диаграммами; устное изложение и работа с учебником; устное изложение и беседа. Применяется также сочетание устного изложения с самостоятельными работами учащихся по различным источникам географических знаний.
Среди перечисленных здесь сочетаний особенно большое значение имеет специфическое для преподавания географии сочетание устного слова с работой по карте, что встречается почти на любом уроке. Слушая устное изложение, учащиеся работают по карте: находят объекты, указываемые учителем, заполняют контуры, или выполняют самостоятельные задания по карте.
Весьма типично для преподавания географии сочетание методов устного изложения с методом работы по карте или каким-либо другим источником географических знаний и с беседой.
В любом сочетании наилучшие результаты получаются в тех случаях, когда созданы условия для творческой активности учащихся. Так, например, демонстрируя по ходу изложения стенную картину, учитель имеет возможность либо сам дать ее описание, либо поставить учащимся вопросы по картине. В первом случае учащиеся получают знания в готовом виде со слов учителя, во втором же случае вопросы учителя направляют учащихся на анализ картины и подводят их к самостоятельной характеристике.
Методы устного изложения распространены очень широко, но учителя недостаточно работают над их совершенствованием. Например, в школах не часто применяется красочный рассказ, не всегда правильно сочетается устное изложение с другими методами обучения.
Слабое внимание учителей к совершенствованию методов устного изложения связано в большой мере с их недооценкой в методической литературе. Крайне редки статьи в журналах, посвященные устному изложению, почти не ставятся эти вопросы на педагогических чтениях. Источником такого отношения к методам устного изложения является неверная мысль, что эти методы обучения не являются якобы достаточно активными. Ошибочность такого суждения в свою очередь связана со смешением двух понятий — активности и самостоятельной деятельности учащихся. Наиболее четкое разграничение этих двух понятий дается Б. П. Есиповым. Он отмечает, что самостоятельные работы учащихся предполагают непременно соединение самостоятельной мысли с самостоятельным выполнением учащимися умственных или физических заданий. Активность же в учении — это понятие более широкое, включающее сознательное, волевое, целенаправленное выполнение умственной или физической работы с целью овладения знаниями, навыками, умениями. Устное изложение относится к числу методов, вовлекающих учащихся в весьма активную и сложную умственную деятельность.
Перед советской методикой географии стоит задача — разработать наиболее рациональные приемы руководства учителя познавательной деятельностью учащихся во время устного изложения, в зависимости от возраста школьников и содержания учебного материала, а также выявлять наиболее целесообразные сочетания устного изложения с другими методами и самостоятельными работами учащихся.
Рассказ — это живое и образное изложение какого-либо вопроса учителем, посвященное преимущественно сообщению фактического материала или описанию какого-либо географического объекта или явления.
Роль рассказа в преподавании географии определяется самим характером предмета: при изучении географии учащиеся знакомятся со множеством явлений и объектов, которые они не могут непосредственно наблюдать. В этих условиях красочный рассказ учителя является важнейшим источником фактических знаний для учащихся и средством формирования у них географических образов. Рассказ особенно часто применяется в тех случаях, когда материал еще малознаком учащимся и для организации беседы у них нет достаточных знаний и представлений.
Образовательное и воспитательное значение рассказа зависит прежде всего от правильного подбора фактов. Это имеет особенно большое значение для тех рассказов, которые посвящены главным образом сообщению учащимся фактических знаний. Важно прежде всего, чтобы в рассказе содержалось последовательное и систематическое изложение фактов, чтобы материал излагался на уровне новейших достижений науки, в частности с внесением данных, которые еще не вошли в учебник. Красочный рассказ учителя развивает воображение и эстетические чувства учащихся.
Анализ курсов школьной географии позволяет выделить в самом схематическом виде два типа рассказов, используемых на уроках. К первому из них относятся рассказы, главная дидактическая цель которых заключается в изложении системы фактических знаний по изучаемому вопросу. К числу их принадлежат, например, рассказы о путешествиях, о быте, культуре и хозяйственной деятельности населения в курсах географии материков и СССР.
Другой тип рассказов — это иллюстративные рассказы, или рассказы-картины. Их главная цель заключается в том, чтобы создать в представлении учащихся реальный образ какого-либо географического объекта или явления. Если рассказы первого типа используются обычно в качестве основного метода изложения материала, то иллюстративные рассказы чаще всего дополняют другие методы обучения. Так, например, при изучении морей Европы, которое осуществляется методом беседы на основе карты, учитель описывает наиболее характерные особенности отдельных морей или фьордов.
Нередко элементы обоих типов рассказа сочетаются в одном рассказе.
Для иллюстративных рассказов особенно большое значение имеет красочность и образность изложения. Поэтому они составляются часто на основе художественной и научно-популярной литературы, личных впечатлений учителя, полученных им во время путешествий или просмотра кинокартины. По своей дидактической цели к иллюстративным рассказам близко примыкает использование на уроках красочных описаний из художественной и научно-популярной литературы. Чтобы иллюстративные рассказы или отрывки из художественной и научно-популярной литературы выполняли образовательную и воспитательную функции, они должны удовлетворять такому специально географическому требованию, как типичность объектов и явлений, отобранных для описания. Опыт работы показывает, что ярко поданный материал прочно запечатлевается в сознании учащихся.
При выборе отрывков из художественной или научно-популярной литературы для использования на уроках к ним предъявляется также критерий «географичности» — предпочтение отдается тем описаниям, которые не только отличаются красочностью и художественностью, но также отражают географическую специфику изучаемой территории или явления.
Помимо постоянного сочетания рассказа с работой по карте, для этой формы устного изложения особенно типично сочетание с использованием наглядных пособий, например стенных картин или кино. Наглядные пособия дополняют и корректируют те географические образы, которые создаются у учащихся со слов учителя. Это, в частности, подтверждается специальными психологическими исследованиями, проведенными на уроках географии в V классах.
Рассказ, кроме того, нередко включает элементы беседы, что позволяет учителю заострить внимание учащихся на особенно важных фактах или явлениях. Из числа других форм устного изложения учителя рассказ чаще всего сочетается с объяснением. Объяснение. В тех случаях, когда требуется разъяснить учащимся географические закономерности, образование тех или иных географических процессов, пользуются объяснением. В противоположность рассказу, который представляет собой описательную форму устного изложения, объяснение «всегда выступает как доказательная форма изложения... Объяснение применяется там, где недостаточно показать или рассказать что-либо, а где необходимо доказать, объяснить сложное».
Большая образовательная роль объяснения заключается в том, что оно раскрывает перед учащимися причины ряда физико- и экономико-географических явлений. Объяснение, кроме того, очень сильно развивает мышление учащихся и служит для них образцом логического доказательства. Широкое применение объяснения в преподавании географии чрезвычайно повышает его научную ценность.
С переходом школы на новые программы роль объяснения в обучении географии возрастает. В содержании обучения усилено внимание к таким вопросам, как общие географические закономерности и причины явлений, в раскрытии которых роль объяснения очень велика.
В воспитательном отношении роль объяснения определяется прежде всего тем, что оно служит одним из главных средств для формирования у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения. В ходе объяснения учитель доказывает тесную взаимообусловленность всех компонентов географической среды. В объяснении отражается ряд положений Программы КПСС и решений XXIII съезда партии, например о значении рационального размещения производительных сил на территории страны в курсе экономической географии СССР, о преимуществах некапиталистического пути развития в курсе экономической географии зарубежных стран и т. д.
Объяснение в средних классах чаще всего используется при изучении вопросов общего землеведения и математической географии, например годового движения Земли, градусной сети, выветривания, образования пассатов и циклонов и т. п. При изучении экономической географии учитель обычно прибегает к объяснению для того, чтобы познакомить учащихся с главнейшими закономерностями в развитии и размещении экономики, например с особенностями экономики социалистических и капиталистических стран, с принципами социалистического размещения производства, с производственными связями в отдельных отраслях промышленности и т. д.
В приемах руководства познавательной деятельностью учащихся в ходе объяснения очень велика роль проблемных вопросов, которые как бы служат опорными вехами для рассуждения.
Если рассказ учителя, помимо работы с картой, наиболее часто сопровождается использованием наглядных пособий, то объяснение чаще включает показ опытов, анализ схематических рисунков, статистического материала, графиков или диаграмм. Как правило, объяснение включает также элемент беседы. Во многих случаях объяснение сочетается с рассказом, в котором дается описание, конкретизирующее представление учащихся об изучаемом явлении. Приводим в качестве примера, объяснение, которое дала учительница школы № 494 Москвы В. К. Александрова по вопросу о причинах образования муссонов и муссонного типа климата в Восточной Азии.
Учительница прежде всего обратила внимание учащихся на то, что Восточная Азия лежит на стыке самого большого в мире материка и самого большого на земном шаре океана. Поэтому климат Восточной Азии находится под влиянием атмосферных процессов, связанных с изменением температуры и давления над сушей и водой. Далее учительница сделала на доске следующий схематичный рисунок:
Лето
Континент Азии
Низкое давление
Высокое давление
Тихий океан
3има
Континент Азии
Высокое давление
Низкое давление
Тихий океан
По мере выполнения рисунка она ставила учащимся вопросы на использование приобретенных раньше знаний: 1. Как распределяется температура над сушей и океаном в летнее время? Как распределяется температура зимой? 2. Как распределяется давление воздуха над сушей и океаном в летнее время? Как распределяется давление зимой? 3. Можем ли мы определить направление ветра, если нам известно распределение атмосферного давления?
В результате учительница подготовила учащихся к пониманию главной особенности муссонов — сезонного изменения в их направлении. Отмечая стрелками летний и зимний муссоны, она отметила отклоняющее влияние вращения Земли на их направление. Затем было дано определение муссонов и муссонного климата. В заключение выписаны на доске данные о количестве осадков во Владивостоке по отдельным месяцам и описаны условия погоды в этом городе в летнее и зимнее время.
Приведенный пример объяснения включает и элементы беседы, и элементы рассказа в виде описания летних и зимних условий погоды во Владивостоке. Однако преобладающим приемом в этом случае является доказательное изложение, а именно — объяснение причин возникновения муссонов и особенностей муссонного климата. Устное изложение сочетается здесь также с приемом педагогического рисования.
По мере перехода учащихся из класса в класс и повышения уровня их развития роль элемента рассказа в объяснении снижается и увеличивается удельный вес доказательного изложения учителя, что требует от учащихся большего умственного напряжения. Лекция. Лекция требует от учащихся длительного слушания речи учителя. Поэтому она используется главным образом в старших классах средней школы при изучении экономической географии, однако и здесь лекция применяется довольно редко.
Продолжительность лекции составляет обычно 30—40 минут; оставшееся время урока используется учителем для ответа на вопросы учащихся, возникшие по ходу лекции, и на разъяснение домашнего задания.
Лекция опирается на умение учащихся извлекать знания из устного слова, приобретенное ими уже в предшествующих классах, и сильно развивает и совершенствует это умение. Лекция также в сильной степени развивает мышление и логическую память учащихся.
Использование лекции в преподавании географии целесообразно и в том отношении, что это весьма экономная по времени форма изложения, позволяющая на других уроках выделить больше места самостоятельным работам учащихся.
В курсах экономической географии лекции используются главным образом в тех случаях, когда надо дать учащимся общую характеристику нескольких союзных республик (экономическая география СССР) или общую характеристику группы стран (экономическая география зарубежных стран). Лекции можно читать, например, по следующим темам: «Общий обзор союзных республик Закавказья», «Общий обзор стран Средней Европы» и т. д.
Лекции целесообразно сочетать с зачетно-семинарской системой обучения. Так, знакомство с социалистическими странами Европы в курсе экономической географии можно начать с лекции, осветив в ней общие черты природы, населения и хозяйственного развития этих стран. Затем следуют несколько уроков, самостоятельных работ учащихся по изучению экономической географии отдельных стран. Самостоятельная работа завершается уроком обобщающего повторения, а потом проводится зачет. Лекция в данном случае служит очень полезной основой для дальнейшей самостоятельной работы учащихся.
Для руководства познавательной деятельностью учащихся во время лекции важно сообщить им логическую структуру изложения. В связи с этим особенно важно дать учащимся план лекции, записав его на классной доске, и четко выделить по ходу изложения основные логические и структурные ее части. Важным приемом руководства является также постановка проблемных вопросов.
Лекция в школе всегда сочетается с другими методами обучения. Однако если во время рассказа или объяснения учащиеся часто выполняют самостоятельные задания по картам, наглядным пособиям или статистическим материалам, то во время лекции времени для проведения самостоятельных работ обычно не остается. Тем не менее лекция создает хорошие условия для осуществления самостоятельных работ на других уроках.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +