Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Развитие памяти младшего школьника


Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Приступая к обучению в школе, дети уже способны к произвольному запоминанию. Однако эта способность у них еще слабо развита. Поэтому учителю необходимо особое внимание уделять тому, чтобы младшие школьники умели произвольно запоминать учебный материал.
Продуктивность произвольного запоминания связана с умственной активностью школьника, т. е. с тем, как он понимает те задачи, которые возникают перед ним в процессе усвоения знаний.
В соответствии с задачами запоминания подбираются и используются наиболее разумные приемы запоминания. В одних случаях школьник должен запомнить материал возможно точнее, даже совсем дословно, как в учебнике. Так запоминать нужно правила, определения, стихотворения, где требуется точное запоминание, дословное заучивание. В другом случае задача запоминания материала заключается в том, чтобы воспроизвести его содержание своими словами. Это обычно относится к такому обширному материалу, как литературный, исторический, естествоведческий и т. д.
Как показывают наблюдения и специальные психологические исследования, младшие школьники самостоятельно не могут выбирать в каждом отдельном случае приемы и способы усвоения учебного материала. Задавая урок на дом, всегда надо указывать ученикам приемы, с помощью которых они могут наиболее правильно и целесообразно выучить уроки.
Дети младшего школьного возраста часто дословно запоминают учебный материал.
Дословное запоминание и воспроизведение у младших школьников объясняется тем, что они не умеют пользоваться разными приемами запоминания. Весь процесс заучивания у учащихся протекает однообразно — они читают материал несколько раз подряд, пока он не запомнится. Причем младшие школьники считают, что хорошо запомнить урок — это значит рассказать его учителю так, как он изложен в учебнике. Такая установка на дословное запоминание, если ее вовремя не пресечь, постепенно превращается в привычку вообще все запоминать буквально.
Дословность запоминания у учащихся начальной школы, особенно I—II классов, объясняется также тем, что они изучают и заучивают чаще всего материал крайне сжатый и компактный. Из-за того, что воспроизводить своими словами такой материал первоклассники еще не умеют, они невольно запоминают его дословно.
Стремление младших школьников дословно воспроизвести материал объясняется еще и тем, что они, не владея развернутой устной речью, не могут свободно, своими словами излагать содержание запоминаемого материала. Опасаясь допустить неточность и искажения при воспроизведении, маленькие школьники прибегают к дословному запоминанию.
Воспроизведение своими словами содержания учебного материала зависит от понимания его смысла в процессе заучивания. Но, чтобы понять то, что запоминается, необходимо овладеть приемами осмысленного запоминания.
Одним из приемов осмысленного запоминания является смысловая группировка материала в процессе заучивания. В зависимости от характера материала смысловая группировка осуществляется по-разному.
Если нужно запомнить разрозненный материал (например, ряд слов, предметов), его объединяют в смысловые группы на основании их принадлежности к тому или иному виду или роду предметов и явлений (ученические принадлежности, хвойные и лиственные растения, родственные слова и т. п.). При такой группировке разрозненного материала школьники его лучше осмысливают и прочнее запоминают.
В более сложной форме смысловая группировка происходит, когда запоминаются стихотворения, литературные, исторические, естествоведческие и другие тексты. В этих случаях изучаемый материал мысленно делится на части, т. е. объединяется в отдельные смысловые единицы, связанные между собой общим значением. В каждой части выделяются существенные и главные мысли: они выражаются в виде заголовков каждой части. Эти заголовки, составляющие пункты плана, и служат смысловой опорой запоминания.
Психологические исследования показали, что если младшие школьники при запоминании разрозненного материала в отдельных случаях и прибегают к смысловой группировке, то, как правило, при запоминании связных текстов они этот прием не используют. По данным А. А. Смирнова, у школьников II класса не наблюдалось ни одного случая группировки материала по смыслу, в IV классе она встречалась лишь у 17% учащихся.
Почему младшим школьникам трудно составлять план запоминания?
Эти трудности связаны с. тем, что дети этого возраста еще плохо умеют анализировать любой текст, учебный материал. Младшие школьники, членя текст на части, не умеют выделять существенное и главное в каждой части и поэтому воспроизводят ее содержание полностью. Для них легче дословно воспроизвести прочитанное, нежели выделить существенные мысли и кратко сформулировать заголовки частей. Если же учащиеся и пытаются делить материал на части, то эти части получаются «ли очень дробными, или, наоборот, расширенными, не совпадающими со смысловым содержанием текста. При делении текста на мелкие смысловые части учащиеся дают слишком суженные заголовки, относящиеся к отдельным фактам и предложениям. При расширенном же членении текста заголовки частей получаются чрезмерно общими, не отражающими конкретного содержания материала.
Исследования А. И. Липкиной показали, что формирование умения составлять план текста проходит три стадии. На первом этапе учащиеся вычленяют лишь отдельные слова, обозначающие действующих лиц, или предметы, о которых рассказывается в содержании текста. Например, разбивая на части текст рассказа Л. Н. Толстого «Котенок», дети подбирали к ним такие заголовки: «Кошка», «Котята».
На втором этапе в плане отражается ход событий, описанных в рассказе. В соответствии с этим изменяется содержание заголовков плана того же текста: «Вася и Катя пошли в школу», «Катя принесла молока кошке» и т. д.
Третий этап характеризуется более четким членением текста на смысловые единицы и более высоким уровнем обобщения при формулировке содержания пунктов плана: «Кошка пропала», «Кошка нашлась» и т. д.
Первые две стадии анализа текста и составления плана характерны для школьников II класса. Содержание планов учащихся III и IV классов соответствует второму и третьему этапам.
Таким образом у школьников разного возраста уровень умения составлять план текста неодинаков. Обучающие опыты К. П. Мальцевой показывают, что скорость овладения умением составлять план текста также зависит от возраста школьников. Так, выяснилось, что второклассники могут самостоятельно составить план лишь на четвертом-пятом занятии о ними, а четырехклассники с этой задачей справляются на втором-третьем занятии.
Смысловая группировка запоминаемого материала протекает по-разному в зависимости от характера материала.
Если текст имеет четкую структуру, главные и существенные мысли сформулированы в самом тексте, то даже учащиеся I класса (к концу учебного года) могут разбивать текст на части и составлять план.
Если же текст не имеет четкой структуры, а главное и существенное не сформулировано в тексте, смысловую группировку провести трудно. Учащиеся должны сами вычленить в тексте главные мысли и своими словами сформулировать заголовки плана. Такой материал группировать по смыслу могут школьники начиная с III класса.
Таким образом, если начиная с I класса учащихся специально обучить, они могут пользоваться смысловой группировкой как приемом запоминания. Когда такого обучения нет, осмысленно запоминать не умеют не только младшие школьники, но и учащиеся более старших классов.
Другим приемом, способствующим развитию осмысленного запоминания у школьников, является соотнесение, связывание нового материала с усвоенным ранее. Благодаря этому приему новые знания усваиваются осмысленно, в соответствующей последовательности и системе. Однако без помощи учителя младшие школьники самостоятельно не справляются с этой задачей. Овладение приемами осмысленного запоминания происходит наиболее успешно в тех случаях, когда младшие школьники при изучении предмета используют наглядные пособия: модели, рисунки, схемы и т. д.
Для развития осмысленной, логической памяти у учащихся учителю следует максимально использовать стремление детей к наглядно-образному запоминанию. Стремление младших школьников опираться при запоминании на наглядные объекты объясняется наглядно-образным характером их мышления.
Практика обучения и психологические исследования показывают, что для прочного закрепления знаний существенное значение имеет установка на прочное и длительное запоминание.
Двум группам учащихся было предложено заучить один и гот же материал. Учащихся предупредили, что в одной группе проверять, как они запомнили, будут через день, а в другой — через неделю. Однако проверили обе группы через неделю. Результаты опроса показали, что лучше помнили материал учащиеся второй группы, которые запоминали материал с установкой, что их спросят через неделю.
Учительница А. Н. Дерябина, рассказывая о том, как она добивается прочных знаний у младших школьников, говорит: «Самое главное — мы стараемся запомнить навсегда.., сознание необходимости запомнить навсегда... помогает прочности запоминания». Воспитание у школьников установки на более прочное запоминание связано с постоянной и систематической проверкой знаний не только по изучаемому в данное время материалу, но и по тому материалу, который изучался раньше.
Продуктивность памяти зависит от степени развития самоконтроля у младшего школьника, от умения проверять себя, т. е. насколько полно и точно воспроизведено то, что заучивалось.
В соответствии с общим развитием личности ученика самоконтроль при запоминании и воспроизведении у учащихся I и II классов существенно отличается от самоконтроля у школьников III и IV классов.
У учащихся I и II классов самоконтроль развит очень слабо и они, как правило, не прибегают к нему в процессе запоминания. Опытные учителя, работающие в начальных классах, хорошо знают, что учащихся I и II классов особенно тщательно нужно проверять, не доверяя их самостоятельному контролю. Недостаточно развитый самоконтроль младших школьников подтверждается также их частыми просьбами к старшим — проверить, как выучили они заданные уроки. Они не только не умеют себя проверять, но часто не отдают себе отчета в том, выучили они заданный урок или нет.
В тех случаях, когда школьники I и II классов прибегают к самоконтролю при заучивании, они проверяют себя чисто внешне, с количественной стороны. Учащиеся I и II классов обращают все свое внимание при самопроверке на полноту запоминания, на то, чтобы все запомнить, чтобы ничего не пропустить, стремятся к тому, чтобы все, что они учат, запомнить полностью. Однако, когда их спрашивают на уроках, выясняется, что очень часто они не могут рассказать то, что заучивали дома. В таких случаях они совершенно искренне заверяют учителя в том, что старались, много читали, долго учили и т. п.
У учащихся III и IV классов имеются существенные и качественные сдвиги в развитии самоконтроля. В течение двухлетнего обучения школьники постепенно овладевают необходимыми умениями, навыками и приемами самоконтроля при усвоении знаний. Первой отличительной особенностью самоконтроля учащихся III и IV классов является то, что они опираются преимущественно на воспроизведение. Вторая особенность самоконтроля заключается в том, что он у детей этого возраста изменяется и дифференцируется в зависимости от задачи запоминания. В одних случаях школьники прибегают к сплошной проверке и полностью воспроизводят материал; в других — к выборочной: проверяют, как они запомнили основные мысли, наиболее трудные места и некоторые детали.
Все это говорит о том, что самопроверка при запоминании у школьников III и IV классов приобретает все более активный и осознанный характер.

Вопросы для повторения

1. Что называется памятью?
2. В чем заключаются физиологические механизмы памяти?
3. Охарактеризуйте непроизвольное и произвольное запоминание?
4. Расскажите о механическом и осмысленном запоминании.
5. Перечислите условия успешного заучивания.
6. Назовите основные способы борьбы с забыванием.
7. Дайте, характеристику непроизвольного и произвольного воспроизведения.
8. В чем заключаются личностные и индивидуальные различия памяти людей?
9. Расскажите о развитии произвольной памяти у младших школьников.
10. Как формируются приемы осмысленного запоминания у младших школьников?
11. Как развивается самоконтроль при запоминании и воспроизведении у младших школьников?

Практические задания

1. Обучите одного-двух младших школьников, плохо запоминающих учебный материал, правильным приемам запоминания.
2. Изучите влияние наглядных средств на запоминание учебного материала у отдельных учащихся разных классов.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +