Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Эстетическое воспитание


Поддьяков Н. Н. и др. «Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР»
Москва-Братислава, 1989 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Важную роль в подготовке детей к школе играет эстетическое развитие ребенка. У детей следует формировать потребность в эстетических впечатлениях, развивать художественные способности, учить их видеть и понимать красоту окружающего мира, искусства, социальной жизни общества. Посредством эстетического воспитания у дошкольников формируется способность эстетического самовыражения, что в итоге благоприятно влияет на всестороннее развитие личности.
Во многих видах эстетической деятельности развиваются такие способности и умения детей, которые прямо связаны с содержанием учебных предметов первого класса.
Работая с рисовальными принадлежностями и материалом для изобразительной деятельности, ребенок готовит руку к письму, художественная литература способствует развитию его связной речи, музыкальные занятия, на которых малышу приходится различать низкие и высокие звуки, движение мелодии, ритм, имеют значение для обучения чтению.
Занятия эстетического цикла имеют богатое содержание. Здесь дети могут проявить свои чувства, знания, опыт, умения, а достижения в отдельных видах эстетической деятельности (особенно в рисовании) являются одним из критериев оценки их готовности к школе.
Важное значение для подготовки к обучению в школе имеет музыкальное воспитание: пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, слушание музыки.
У детей развивается чувство красоты пения и музыки в целом, элементарные певческие навыки и умения, формируется способность эмоционально переживать музыку, передавать движением музыкальный образ, обогащаются эстетические впечатления и представления, происходит знакомство с элементарными средствами музыкальной выразительности, развивается их слуховое восприятие и представления, совершенствуется речь.
Всеми формами музыкального воспитания с дошкольниками можно заниматься в условиях и семьи, и детского сада. Окружающие предметы и человеческий голос являются достаточно хорошими средствами для музыкального развития малыша. Кроме того, имеются специальные ритмические и мелодические инструменты, детские и обычные музыкальные инструменты, грампластинки, магнитофонные записи, радио- и телепередачи, литература.
Как же развивать слуховое восприятие детей? Прежде всего их надо приучать слушать и распознавать звуки в природе, в предметной окружающей среде, звуки музыкальных инструментов.
Дошкольники очень любят играть в игру «Узнай предмет по звуку»: не видя предмет, издающий звук, они должны угадать, что зазвенело, ударило, зашелестело, заворчало и т. д.
В групповой комнате или квартире малыш ищет предметы, издающие звуки не только известные, но и те, которые слышны редко или на которые обычно не обращается внимание (например, когда сыплется рис, шипит влажное белье под утюгом).
В игре «Где он?» ребята отыскивают спрятанный предмет по звуку (тикающий будильник).
Во время прогулок взрослый обращает внимание детей на звуки: предлагает послушать, как шумит дождь, скрипит под ногами снег, звенят сосульки, шлепает струйка воды, журчит ручей, шелестят листья, шумит лес и т. п.
Ребята с удовольствием подражают пению птиц (ку-ку, каррр, кудах-тах). В пять-шесть лет дети способны выдумывать и отгадывать музыкальные загадки: например, слушая радиопередачи, они определяют, на каком музыкальном инструменте играют и что музыка выражает (при прослушивании произведения «Петя и волк» по музыкальным мотивам можно различить персонажей сказки, их действия).
Интересны упражнения на различение сильных и более слабых динамических контрастов в речи, пении, музыке («Спой песню тихо, громче, громко»).
В игре «Скажи, что ты услышал» взрослый произносит предложение шепотом, а ребенок должен повторить услышанное. В игре «Что за звук?» дети слушают звуки, а затем, видя или не видя их источник, подражают им. Эти игры обычно нравятся дошкольникам, так как в них возникает много смешных ситуаций и рождаются новые варианты игр.
Чтобы узнать песню или инструментальную пьесу по мелодическим, ритмическим или иным характеристикам, от ребенка требуется значительное сосредоточение.
Ему загадывают музыкальную загадку, в которой он должен отгадать песенку, спетую без слов, лишь с помощью одного слога (ля-ля), или ритм которой передается хлопками в ладоши (для этого подбираются песни с выразительным ритмом).
Дошкольников учат различать эмоциональное содержание и характер музыкальных произведений, принимая во внимание мелодию, темп, динамику, тембр («Это веселая песенка или грустная? Это марш, танец или колыбельная? Спой грустную, а потом веселую песенку! Какую торжественную песню ты знаешь?»).
Они различают звуки детских ритмических и мелодических инструментов К. Орффа: барабанчика, литавр, колокольчика, ксилофона, металлофона, тимпана, убеждаясь в том, что музыкальный тембр становится выразительным средством.
Например, с помощью литавр имитируется звук больших колоколов, а с помощью треугольника — маленьких колокольчиков.
Дети очень любят игры, в которых развивается чувство ритма и в которых они могут его проявить. Хлопая в ладоши, по груди или по коленкам, топая ногами и т. п., они производят целый ряд звуковых эффектов: повторяют ритм знакомой считалочки, песни, мелодии или сопровождают исполнение монотонным, ритмичным похлопыванием в ладоши. Детям нравится хлопать в ладоши столько раз, сколько слогов в слове.
Вместе со взрослым ребята сочиняют новые песни или подбирают мелодию для известных стихотворений. Их учат напевать текст в интервале «кукушкиной», т. е. малой терции (соль-ми) или в так называемой детской мелодике (соль-ля-соль-ми), к знакомым мелодиям придумывать новые тексты.
Можно петь и подыгрывать друг другу: стучать двумя ложками, крышками, ударять руками о предметы из различных материалов, играть на детских музыкальных инструментах (трубе, барабане, свистульке). Взрослый следит за тем, чтобы звук инструмента не заглушал, а лишь сопровождал пение.
Дети составляют звуковую ритмическую цепочку, например, из всех предметов белого цвета: бе-лый сне-жок, бе-лый па-ро-ход, бе-ла-я кни-жеч-ка (чередуются четверти и восьмые).
Для развития музыкальной фантазии ребенку предлагают придумать мотивы к рассказываемой истории или сказке, например он может сопровождать текст ритмическим рисунком (постукивая двумя палочками и произнося при этом «гоп-гоп», изображает прыгающего зайчика). «Инструмент», выбранный ребенком, должен соответствовать характеру изображаемого персонажа и сюжету.
При каждом удобном случае взрослый поет с детьми, учит их исполнять музыкально-ритмические движения, импровизировать движения персонажей под соответствующую музыку, водит с ними хороводы.
В конце дошкольного возраста дети должны уметь чисто интонировать несколько песен в доступном им диапазоне звукоряда, различать средства музыкальной выразительности (тембр, динамику, ритм звучания), иметь представление о нескольких музыкальных инструментах, уметь выполнять импровизированные движения под музыку, знать простые музыкальные игры, хороводы и танцы.
Содержание музыкального воспитания в детском саду реализуется в течение дня и является составной частью многих организационных форм. Ниже приводится пример соответствия задач и содержания занятий по музыкальному воспитанию.
С помощью художественного слова и музыки развивать интерес к музыкальной деятельности. Воспитатель знакомит детей с музыкальной сказкой, сопровождая рассказ игрой на музыкальном инструменте; дети пробуют сопровождать сказку игрой на детских музыкальных инструментах.
Развивать музыкальную память и фантазию ребенка, учить его отгадывать музыкальные загадки. Дети должны отгадать песню по мелодии, спетой без слов, или по ритму, исполненному на ритмическом инструменте.
Учить детей активно воспринимать музыку, воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыке. Учить различать на слух инструменты в музыкальной пьесе. Дети слушают музыкальную сказку «В магазине игрушек», учатся определять музыкальные мотивы и инструменты.
Предлагаем примерное занятие по музыкальному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.
Задача. Учить ребят воспринимать музыкальное произведение, развивать их творчество с помощью игры «Эхо».
Материал. Магнитофон, записи звуков, песен и танцев.
Ход занятия.
Вводная часть: а) прослушивание магнитофонной записи. Дети отгадывают источник звука (птица, машина и т. д.); б) подражание звукам (упражнения для развития голоса).
Основная часть: игра в «эхо». Дети учатся воспроизводить ритм и различать направление мелодии (вверх и вниз), повторяя за воспитателем музыкальную фразу. Диалог такого рода осуществляет сначала воспитатель с ребенком, потом двое детей. Затем проводится упражнение для развития чувства ритма: ребенку предлагают повторить за воспитателем несложный ритмический рисунок.
Заключительная часть: дети, прослушивая магнитофонную запись, импровизируют плясовые движения танца.
Особое значение для подготовки детей к школе имеет изобразительная деятельность. Дошкольники учатся передавать образ с помощью рисования, лепки, аппликации и конструирования.
У них не только развиваются общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения, столь необходимые для освоения письма.
Кроме того, в процессе изобразительной деятельности и конструирования ребята знакомятся со свойствами различных материалов (бумаги, пластилина, древесины, мела, угля, природного материала, восковых мелков, цветных пастелей, красок, карандашей, туши и др.); учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, в процессе чего у них развивается мелкая мускулатура руки: это рисование черными и цветными карандашами, тушью, фломастером, мелом (смоченным в молоке, сладкой воде, жидком клее), акварельными красками и гуашью, а также лепка из глины, пластилина, песка; учатся поддерживать чистоту, экономно расходовать материал; проявлять активное отношение к окружающему миру.
Ниже приводим пример занятия по изобразительной деятельности.
Задача. Используя готовые формы — бумажные коробки, выполнить постройку «Наша улица» (вырезать нужные элементы из цветной бумаги, обклеить коробку, приклеить и дорисовать недостающие детали).
Материал. Бумажные упаковки разных размеров и форм (из-под зубной пасты, парфюмерных изделий и др.), цветная бумага, клей, ножницы, бумажные заготовки крыш.
Ход занятия. Воспитатель,беседуя с детьми, просит вспомнить, какие они видели дома, когда гуляли по улице (жилые постройки, магазины, аптеки, ателье и др.), рассказать об архитектурном решении каждого дома (характерные особенности крыш, окон, входа и т. п.), о его интересных деталях (окраска стен, вывески).
Постройка улицы начинается с сооружения одного из домов. Дети выбирают коробку нужного размера, вырезают и приклеивают детали (окна, витрины, двери, крышу), дорисовывают украшения для окон и дверей, товар в витринах, цветы на окнах и др.
Воспитатель по ходу работы может посоветовать, показать образец или подключиться к работе, особенно при вырезании мелких деталей. Наконец, дети объединяют все дома в общую улицу. В свободное время они дополняют застройку другими деталями (деревьями, транспортом).
Родителям можно посоветовать заниматься с детьми дома такой изобразительной деятельностью, которая не требует очень сложных способов работы и обилия материалов. Изобразительную деятельность, требующую особых технических приемов, подготовки материала и т. п., дети осуществляют в детском саду.
Дети могут рисовать и лепить, самостоятельно выбирая темы («Наш дом», «Мои друзья») или изображая персонажей и сюжеты сказок, различные события, впечатления от прогулки и т. п. Ребенка надо подводить к тому, чтобы он рисовал смело и свободно, не напрягаясь, упражнялся в способах работы с разнообразными материалами, учился различным приемам правильного обращения с инструментами (держал с определенней силой, под определенным углом и т. д.), легко ориентировался в пространстве листа (например, на большом и малом формате).
Дошкольники любят мастерить поделки из бумаги. Сминая бумагу, перекладывая, складывая, закручивая, закрашивая, а также рисуя на ней или приклеивая к ней, дети узнают ее свойства.
Дополняя бумагу другими поделочными материалами, они создают различные коллажи и атрибуты для игр (куклы, карнавальные маски, веера и т. п.). Дети с удовольствием и большой фантазией преобразовывают готовые формы из бумаги (коробочки, упаковки и т. п.), иллюстрируют самодельные книжки и создают поистине художественные картины.
Как уже отмечалось, в процессе изобразительной деятельности у детей развиваются графические умения, прямо связанные с письмом. Дети графически фиксируют движение, при котором одновременно учатся расслаблять руку от плечевого сустава к кисти, а также мышцы ладони и пальцев. В таких упражнениях мягким карандашом ребята изображают действия (качание, наматывание, размахивание, размалывание), определенные явления (труба дымит, море волнуется) или имитируют писание букв.
Графические упражнения не являются главным компонентом изобразительной деятельности детей и потому не должны в ней преобладать. В программу воспитания дошкольников в ЧССР не включено ни обучение письму, ни специфическая подготовка к нему. Последняя реализуется лишь в форме графических упражнений, а не как упражнение в написании определенных букв и т. п. Дети тренируются под наблюдением взрослого.
Темы для графических упражнений родители и воспитатели могут найти в специальных книгах-пособиях, - так называемых рабочих тетрадях, которые печатаются полиграфическим способом. Они предназначены для одноразового пользования аналогично альбомам для раскрашивания. В руководстве к ним сказано, как заниматься с ребенком, как решать конкретные задачи или делать упражнения.
Графические листы могут, если в этом есть необходимость, подготовить сами воспитатели или родители. В содержание подготовки детей к школе включено и ознакомление с художественной литературой. Воспитатель должен:
формировать интерес ребят к литературным произведениям, учить их чувствовать красоту художественного слова;
стимулировать индивидуальное творчество каждого ребенка;
создавать предпосылки для будущего гуманитарного образования детей, учить их воспринимать художественное слово;
пропагандировать и популяризировать художественные произведения классической и современной отечественной и мировой детской литературы;
способствовать всестороннему развитию личности ребенка;
через художественное слово знакомить дошкольников с другими видами искусства: музыкой, театром, изобразительным искусством, кино и др.
Кроме названных задач, посредством художественной литературы педагог развивает у детей любознательность и интерес к чтению. Их учат обращаться с книгами бережно — с уважением к тем, кто их создает.
Взрослый должен в полной мере использовать эмоциональное воздействие художественной литературы на дошкольников. Он знакомит их со считалками, стихотворениями, сказками, легендами и баснями; учит выразительно исполнять стихи и фольклор, умело включать их в игры, сочинять рифмы, остроумные и веселые стишки, рассказы о приключениях.
В этом возрасте дети обязательно должны услышать и узнать все самые красивые сказки, прежде всего народные.
Читать ребенку надо не наспех, а выбирая для этого спокойные минуты, только тогда он уясняет для себя сущность нравственных черт и поступков героев, обогащает свой словарный запас, тренирует память и фантазию, учится сосредоточенно слушать, внимательно следить за сюжетом.
При работе с книгой нельзя воспитывать пассивного слушателя. Поэтому детей побуждают самостоятельно придумывать дальнейшие приключения героев сказки, активизируя их вопросами: «А что потом было с Красной Шапочкой?», «Когда король пользовался волшебной лампой?» и т. д.
В художественных текстах детям предлагается выделять названия, предложения и выражения, удивляющие необычностью, или те, которые очень понравились. Ребята начинают понимать, что не все сказки имеют счастливый конец, и уже могут высказать свое отношение к положительным и отрицательным особенностям сказочных персонажей.
Дети учатся самостоятельно пересказывать и драматизировать сюжет сказки. Взрослый помогает им разыграть всю сказку или выделить наиболее характерные ситуации, изготовить несложный театральный реквизит и организовать представление.
В этом возрасте уже можно целенаправленно приобщать ребят к школьной обстановке, а для этого подбирать рассказы со школьной тематикой.
При поступлении в школу ребенок должен различать основные жанры, характерные для детской литературы, знать имена некоторых известных писателей и иллюстраторов книг, образно исполнять несколько стихотворений, легко пересказывать знакомые произведения, иметь прочные навыки бережного обращения с книгой (особенно когда листает ее).
Для детей дошкольного возраста в ЧССР издается много видов детских книг: складные с картинками (книжки-игрушки), альбомы для раскрашивания, иллюстрированные книги, журналы («Пчелка»—для самых маленьких, «Зарница» и «Солнышко» — для более старших детей).
Детскую литературу выпускают два издательства: в Словакии — «Младе лета», в Чехии — «Альбатрос». Книги издаются как с самостоятельной тематикой, так и в сериях: «Для самых маленьких читателей», «Золотой ключик», «От сказки к сказке», «Первые книги», «Студничка» («Колодец»).
Художественная литература в сочетании с другими эстетическими предметами помогает воспитать в ребенке гармоническую творческую личность.
Итак, в нашей публикации мы постарались выбрать из широкой и многосторонней проблемы, какой является подготовка детей к школе, самые главные вопросы и обзорно осветить их. Мы не ставили своей целью всесторонне проанализировать проблему.
Сложность и многоплановость воспитания и образования детей в семье и в детском саду не позволяют дать на страницах одной книги исчерпывающее руководство для развития всех сторон личности дошкольника или рецепты для любой педагогической ситуации. Наши конкретные предложения должны побудить взрослых к собственной творческой работе с ребенком.
Мы надеемся, что данная публикация обогатит опыт советских воспитателей и родителей и поможет в подготовке детей к систематическому обучению в школе.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +