Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Детское творчество >>

Обогащение знаний и словаря детей в процессе изобразительных занятий


"Художественное воспитание в детском саду"
Сб-ник статей. Из опыта работы детских садов Ленинграда.
Гос. учебно-педагогич. изд-во Министерства Просвещения РСФСР, М., 1959 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

В. П. Захарова,
воспитатель детского сада № 18 Ждановского района

Изобразительная деятельность закрепляет знания и представления детей об окружающей жизни и поэтому тесно связана с другими видами детской деятельности. На различного рода изобразительных занятиях у детей воспитывается наблюдательность, умение рассматривать предметы, вычленять их из множества других; детей приучают разбирать (анализировать) предмет по частям, выделять его характерные особенности и свойства.
Так, уже в младшей группе дети знают, что грибок надо сделать из ножки и шапочки; что снежная баба состоит из трех шаров или кругов, постепенно уменьшающихся кверху; что у домика есть стены, крыша, окна, дверь и труба. На занятии аппликацией дети, составляя из частей мишку, узнают по очертаниям передние и задние ноги и т. п.
Работа по рисованию, лепке и аппликации с детьми младшей группы ведет от непосредственного восприятия к обозначению словом. Дети учатся правильно называть предметы, определять их цвет, размер, форму, ориентироваться в пространстве.
В начале года многие дети указывают форму и расположение предмета движением руки, но постепенно, овладевая нужными словами, начинают пользоваться ими. Они говорят, например, что ленточки прямые, длин-яые; что лесенка высокая и у нее много ступенек; что баранки и сушки желтые и круглые; баранки большие, а сушки маленькие; что мячик круглый, один бочок у него красный, а другой синий; что морковка толстая, а к хвостику становится тонкой и т. п.
Кроме того, занимаясь с детьми, показывая им, как надо лепить, рисовать карандашом или кистью, воспитатель употребляет новые слова и выражения, обозначающие действия и приемы работы, а также расположение предметов в пространстве. Так, например, при наклеивании флажков к нарисованной воспитателем веревочке дети должны наклеить их под линией, а при наклеивании елочных бус — наклеить их на проведенную линию.
В лепке тоже приходится осваивать ряд понятий; например, что значит разделить кусок глины пополам, на две части, на много кусочков; понимать наименование действий: скатать столбик, шарик, сжать его, вдавить пальцами, выщипнуть, согнуть и т. п. Н. П. Сакулина пишет, что рисование и лепка, как и другие виды деятельности, имеют свой словарь, свои доступные пониманию детей термины, без знания которых не может быть ни взаимного понимания между педагогом и ребенком, ни овладения знаниями и умениями в этих видах деятельности.
Наблюдая за работой воспитателей, мы замечали различные упущения, сделанные ими в проведении изобразительных занятий, в особенности в руководстве рисованием.
Одна молодая воспитательница, показывая в младшей группе, как нарисовать заборчик, называла проводимые кистью полосы горизонтальными и вертикальными линиями, совсем не думая о том, понятны ли ее слова детям.
В другом случае воспитательница, боясь оказаться не понятой детьми, только показала и назвала предмет, внесенный для изображения, после чего молча провела показ, предоставляя детям зрительно, без словесных пояснений, воспринять последовательность выполнения задания.
В третьем случае при проведении показа воспитательница использовала названия предметов, изображавшихся детьми ранее и совершенно не относящихся к изображению нового предмета — домика. Она проводила показ так: «Нарисуем два столбика, тут и тут — это будут стены; потом проведем ленточку от одного столбика к другому — это будет потолок, а внизу еще одну ленточку — это пол. Теперь нарисуем горку в эту сторону и горку в другую сторону — вот и получилась треугольная крыша» и т. д. При таком объяснении представление о доме и его частях путалось у детей с представлением о столбиках, ленточках, горках.
Встречаясь с воспитателями младших групп, я пришла к выводу, что, планируя занятия по рисованию, аппликации и лепке, большинство из них не обдумывают заранее пояснительный текст, не учитывают доступность новых слов и понятий, а также не вносят необходимых пространственных представлений, слов, направляющих движение ребенка.
Все эти ошибки в работе воспитателей побудили меня поделиться своим опытом работы по проведению изобразительных занятий с детьми младшей группы.
Принимая детей трех лет в начале учебного года, я часто сталкивалась с тем, что дети плохо понимали речь взрослых. Во многих случаях ребенок реагировал не на слова, сказанные мной, а на интонацию голоса, на мимику моего лица.
Так, например, близнецы Таня и Валя каждый раз, когда я начинала им что-либо объяснять, смотрели на меня с несколько испуганными лицами, но стоило мне улыбнуться, и лица их прояснялись в ответной улыбке, в глазах загорались веселые огоньки. Если же я не улыбалась, а заканчивала те же слова требовательным строгим тоном, обе девочки начинали плакать, считая, что в чем-то провинились.
Очень частое отражение на детских лицах полного непонимания моих слов привело меня к желанию помочь им, используя для этого наравне с остальной работой и занятия по изобразительной деятельности, на которых легко устанавливается связь между наглядным образом, действием и словесным обозначением.
Возможность несколько удлинить первую часть занятия за счет очень быстрого выполнения заданий детьми создавала условия для знакомства с теми предметами, которые им приходилось изображать, а также способствовала расширению знаний и представлений детей, связыванию их со словами.
На первом занятии лепкой, знакомя детей со свойствами глины, которую можно мять, разрывать на части, гнуть, я показала детям, как раскатывать между ладонями «колбаски». Процесс выполнения задания я сопровождала словесным описанием всех своих движений:
«Вот я пальцами оторву кусочек глины, положу его на середину руки — на ладонь, а ладошкой второй руки прикрою и буду раскатывать вот так — от пальцев к ладони и обратно. Покажите мне все, как нужно делать». Имитация движений помогала детям осваивать нужное движение рук, способствовала тому, что, получив глину, они сразу же приступали к работе, а многократное повторение показа со словесным объяснением действия закрепляло представление о том, что значит «катать глину между ладонями».
На втором занятии, закрепляя умение раскатывать глину прямым движением между ладонями, я дала лепку «баранок» и «сушек». Показав в начале занятия эти предметы, я спросила: «Что это?» Баранку назвали все ^ети, сушку — только трое. На вопрос: «Какие они?» дети ответили: «Кругленькие». Определяя цвет, несколько человек сказали: «Белые», исходя из представления о белом хлебе. И только после сравнения с моим белым халатом согласились, что баранки и сушки желтые. Далее я уточнила с детьми величину предметов: баранка — большая, сушка — маленькая, сравнила, что больше, что меньше.
Показывая, как надо слепить баранку и сушку, я снова повторила прием раскатывания колбаски, указав, что для баранки надо сделать более длинную колбаску и свернуть ее, наложив один кончик на другой.
Малыши лепили с увлечением, но у многих баранки оказались мелкими, так как дети раскатывали маленькие кусочки глины (это было легче). Четверо не сумели правильно соединить концы колбасок и просто сжали их, поэтому баранки не пqлyчилиcь круглыми.
Показывая мне свою работу, часть детей объяснила, сколько и каких предметов они слепили, но новое для многих слово «сушка» большинство детей заменяло определением «маленькая бараночка».
На этом занятии дети закрепляли умение катать глину между ладонями, учились свертывать колбаску в круг, соединяя и прижимая друг к другу оба конца, уточняли представление о величине, узнали новое слово «сушка».
На следующем занятии, обучая детей катанию из глины шариков, я использовала в качестве натуры клюкву. На мой вопрос «Что это?» большинство детей ответило: «Ягодки».— «А как они называются? Какие они?» — «Красные», — сказал только один Саша. — «Правильно. Эта ягода называется клюква. Давайте скажем теперь все вместе».
Далее, желая, чтобы дети определили форму клюквы, я долго перекатывала несколько крупных ягод с ладони на ладонь и только после сравнения их с маленькими шариками, мячиками, получила ответ: «Круглые, кругленькие».
Уточнив с детьми, что ягоды клюквы красные и круглые, я показала, как надо их лепить, сопровождая свои действия словесным объяснением: «Сначала нащиплю глину пальцами на кусочки, потом каждый из них буду катать между ладонями, вот так. Вот какая у меня получилась ягодка».
Скатав несколько шариков, я предложила детям сложить ладони вместе и потом, не расцепляя их, поворачивать одной ладошкой по другой кругом. Тем детям, которые не уловили движения, я показывала, взяв их руки в свои.
Дети работали с большим старанием. Правда, у шести человек ягоды получились веретенообразные, но полные блюдца скатанных ягод очень радовали детей.
После занятия, когда дети вымыли руки, я предложила им попробовать из тарелки принесенную мной клюкву и сказать, сладкая она или кислая. Итак, на этом занятии дети научились катать шарики и одновременно узнали, что ягоды клюквы красные, круглые, кислые.
Показ того предмета, который дети будут изображать в лепке или рисовании, вызывал определенный интерес и помогал мне собрать внимание всех детей4 в то время как словесное сообщение темы занятия не привлекало внимания детей всей группы. Для того чтобы дети понимали мои объяснения, я заранее подбирала понятные для них определения, названия. Поэтому, наметив содержание занятия, я старалась подготовку к нему проводить в присутствии детей, а иногда и при непосредственном их участии.
Например, перед наклеиванием воздушных шариков к нарисованным ниткам я утром, до завтрака, при детях вырезала цветные кружки, попутно проверяя умение детей правильно распознавать основные цвета, а потом нарисовала на листе бумаги черным карандашом «ниточки» и приклеила к каждой из них по шарику. Дети с интересом следили за моей работой, подсказывая, какого цвета шарик еще не наклеен. Закончив наклеивание, я начала надписывать листы для работы детей и рисовать на них «нитки» для шариков. Дети интересовались, кому я рисую, радовались «своим ниточкам», приглашали товарищей посмотреть, как рисуют «их ниточки», напоминали, кому я еще не надписала бумагу для работы.
После завтрака, когда дети сели на свои места для занятия, я только прикрепила к доске наклеенные мной «шарики» и спросила нескольких детей, какого они цвета. После этого дети сразу приступили к работе, так как уже точно знали, что и как им нужно делать.
На первое занятие рисованием красками я принесла красные ленточки и, показывая одну из них, спросила: «Что это?» — «Бантик», — ответила Таня. Я спросила еще нескольких детей, и все они повторили то же название.
Тогда я завязала ленточку бантиком и сказала: «Вот я завязала бантик. А теперь что получилось?» Я потянула за кончики, и ленточка снова стала прямой. «Это ленточка,— сказала Лена. — Мне мама из ленточки бантик на головку завязывает». Несколько девочек поддержали Лену, а Коля заявил: «У меня тоже есть бантик на новом костюме, он тоже из ленточки».
«Вот мы и нарисуем сейчас красками много таких красивых ленточек. Посмотрите, как мы их будем рисовать». Я приколола ленточку кнопками и стала показывать, как рисовать, сопровождая словами все свои действия.
«Возьму кисточку повыше железного конца вот так, между двумя пальцами, а сверху накрою третьим. Теперь помешаю ею краску в блюдечке, а потом отожму о краешек, чтобы краска не капнула; приложу кисточку к бумаге вот так и от пальчиков слева направо проведу красную ленточку. А теперь снова помешаю кисточкой краску и снова отожму ее о край и нарисую еще одну ленточку, опять от пальчиков слева направо. И еще одну, и еще... Вот как много красных ленточек я нарисовала».
Закончив объяснение, я предложила детям повернуть стульчики к столам, взять правильно кисти и показать мне, как они будут от пальчиков слева направо рисовать ленточки. Проверив движение рук у всех детей, поставила на столы краску, и дети сразу приступили к работе.
После занятия, рассматривая свои рисунки, разложенные на столах, дети пробовали сами оценить их.
— Вот хорошие ленточки! — показывая на работу Андрюши, радовалась Оля.
— А у Тани плохие ленточки, они все упали,— отметил Сережа.
— Посмотрите, тут у Ирочки одна ленточка разорвалась,— заметила Лена.
Высказывания детей показали мне, что их уже можно привлекать к оценке работ, учить видеть, что сделано хорошо, а что неправильно, и выражать это соответствующими словами.
Перед рисованием заборчика я во время игр сделала заборчик из лучинок: на две длинных планочки прибила гвоздиками ряд коротких и разрешила желающим по очереди забивать до конца вбитые мною неполностью гвозди.
— Мы помогаем вам делать заборчик,— сказал Сережа.
— Много гвоздей вбили,— похвалился Витя вошедшей няне.— Посмотрите — вот, вот и вот.
— А вы его покрасите? — спросила меня Олечка.
Я ответила утвердительно, принесла краску и покрасила заборчик в зеленый цвет, не называя его. Многие дети определили окраску забора правильно, но некоторые назвали забор синим, а Витя заявил, что он желтенький.
Выяснив, кто из детей еще не знает зеленого цвета, я сказала, что краска у меня зеленая, и заборчик стал тоже зеленым. При показе изображения заборчика на занятии я соблюдала ту же последовательность, что и при поделке его. Сначала провела от пальчиков слева направо в длину всего листа две линии — «дощечки»: одну — повыше, другую — пониже, потом через них сверху вниз более короткие, сопровождая все свои действия словесными пояснениями, указывая, что и в какой последовательности я изображаю.
«Всем видно, как я прижимаю кисть выше верхней дощечки и веду ее вниз? Еще раз сверху вниз, одна перекладинка близко к другой... Много-много перекладинок. Вот какой хороший заборчик получился».
На этом занятии все дети справились с заданием и выполнили его в показанной мной последовательности; только у двух «перекладинки» оказались замкнутыми между длинными «дощечками», и дети сразу отметили, что у них заборчики, «как лесенка, которая упала». При повторном рисовании красками ленточек я внесла ленточки другой расцветки, причем взяла одну из них длинную, а другую короткую. Рассматривая ленточки, дети сначала сказали, что одна — большая, а другая — маленькая и только после объяснений стали говорить, что одна из них — длинная, другая — короткая.
При показе изображения я, проводя линии слева направо, все время повторяла: «Длинная — короткая, длинная — короткая», давая детям зрительно воспринять ритмичное чередование двух размеров, связать их длину с многократным словесным определением. Большая часть группы справилась с чередованием безошибочно, несколько человек сбилось с ритма только к концу листа и лишь двое нарисовали отдельно длинные и короткие ленточки.
После лепки башенки из шариков, во время которой дети закрепляли умение катать шарики различных размеров, и потом, подбирая по величине, складывать башенкой, я решила дать ее изображение в аппликации.
Подготавливая к занятию материал, я поставила перед собой игрушку, подобрала цветную бумагу и начала вырезывать кружки. Наблюдая за моей работой, дети сами подсказывали мне, из какой бумаги и какой величины надо вырезывать следующие кружки, пробовали тут же выкладывать из готовых частей игрушку и просили, чтобы я сделала и синие полукруги для основания («чтобы башенка стояла»).
На следующем занятии я предложила детям нарисовать башенку цветными карандашами, показав, как постепенно увеличивать круг до нужной величины.
Во время предварительной зарисовки мной башенки дети, глядя на игрушку, диктовали мне, каким карандашом и какой величины надо нарисовать следующий круг.
После моего показа дети принялись за работу, причем каждый из них смотрел на натуру, а не на мой рисунок, так как натура была гораздо красочнее и крупнее, и в соответствии с ней выбирал карандаш и определял размер круга. Трудным в этой работе оказалось вертикальное расположение кружков, один под другим. У многих детей башенки покосились, изогнулись, попали не на середину листа.
При оценке дети сами указывали на недочеты в своих работах.
— У Славика башенка красивая, только хочет упасть,— сказал Сережа.
— А у Лены шарики все лохматые,— заявил Витя, указывая на неровно нарисованные круглые линии, выходящие за контур.
— У Иры и Тани шарики рассыпались,— показывала мне Люба.
— У Вали шарики все большие, а ведь наверху самый маленький надо было нарисовать,— заметила Таня.
Чередование цветов никто из детей не спутал.
Так же, как и башенка из шариков, которую дети ле пили, наклеивали, а потом уже рисовали, были сделаны снежная баба и грибок: остальные предметы дети только лепили, или только рисовали (баранки, клюква), или давали в аппликации и рисунке (воздушные шарики, бусы, флажки); были и такие предметы, которые дети могли только собрать из готовых частей и наклеить (домик, мишка и ваза с цветами).
Весной во время прогулок дети очень увлеклись рисованием на асфальте, на песке. Они повторяли все, что рисовали в течение зимы: лесенки, заборчики, шарики, окошки, грибы и др. Но больше всего детям нравилось изображение дома, хотя у большинства он еще не выходил, и дети просили меня нарисовать им стены и крышу, а окна, дверь, трубу, дым и заборчики подрисовали сами. В результате проведенной работы я пришла к следующим выводам:
1. Обучая детей приемам изображения, надо добиваться правильного выполнения их многократным повторением самого движения, связывая его со словесным обозначением; доводить до осмысления все действия, соблюдая неторопливость, длительность, большую повторность.
2. Демонстрация на занятии того предмета, который дети будут изображать, собирает внимание всех детей, вызывает интерес, радость, эмоциональные переживания, а рассматривание предмета в начале занятия уточняет представление детей о нем, помогает усвоению новых определений, вычленению отдельных частей, связывает с новыми представлениями и словами.
3. Для активного участия детей в рассматривании предмета и в вопросах по ходу показа необходимо включать в вопросы те слова, из которых дети могли бы выбрать нужное для своего ответа, так как для детей часто неясно, что им надо ответить, и при ответе они затрудняются в подборе слов. Например: «Клюква кислая или сладкая? Палочки у флажков длинные или короткие, тонкие или толстые? Верхний шарик у башенки большой или маленький?»
4. Подготовка к занятиям в присутствии детей, а часто и при непосредственном их участии способствует более быстрому осмыслению того нового, с чем им придется столкнуться потом на занятии.
5. Когда дети младшей группы начинают осознанно выполнять задания, их можно привлекать к оценке законченных работ.

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +