Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Главная >> Семья и дети >> Эстетическое воспитание >>

Ознакомление детей с культурой Урала


Работу по ознакомлению детей с культурой Южного Урала я начала с 2004 года, когда дети были во 2 младшей группе. Мне хотелось познакомить детей с народным фольклором нашего региона. Были трудности из-за недостатка необходимой литературы, приходилось посещать городскую библиотеку. Несмотря на то, что материала для маленьких детей мало, я находила доступную информацию. В основном это были колыбельные, пестушки и потешки. Многие из этих потешек были знакомы и мне и детям. В основном я их использовала для пальчиковой гимнастики («Большаку дрова рубить…», «Ладушки», «Ладушки, лады», «Пальчик-мальчик», «Сорока».) Также я давала консультации родителям по развитию речи и моторики. Предлагала использовать в домашних условиях фольклор Южного Урала. Многие родители были заинтересованы этой работой. Также я подготовила консультацию для родителей по использованию в питании детей блюд уральской кухни.
Когда мы перешли в среднюю группу, меня познакомили с программой «Наш дом – Южный Урал». Эта программа раскрывает содержание, логику и объём работы с детьми дошкольного возраста, направленные на обеспечение воспитания и развития на идеях народной педагогики. В этой программе очень хорошо отражены познавательные сведения об истории, жизни, быте народов Южного Урала, их взаимоотношения в быту, семье, труде, особенности отношения к природе, специфика игрового и речевого фольклора, особенности изобразительного искусства. Конечно, материал рассчитан на старший дошкольный возраст, но изучая программу, я решила, что можно начать работу и в средней группе. Как и в младшей группе, большая работа проводилась по ознакомлению детей с народным фольклором. Мной были выделены следующие задачи, которые предстояло решить в ходе дальнейшей работы:
1. Уточнять представление детей о колыбельных, закличках, их содержании, форме.
2. Познакомить детей с докучными сказками. Вызвать интерес к сказкам, желание узнавать новое.
3. Развивать творческие способности детей.
Я создала небольшую картотеку фольклора Южного Урала, в которую вошли колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, небылицы, заклички, приговорки, докучные сказки, дразнилки, пословицы и поговорки (русские, башкирские, татарские).
Поначалу, когда я начала петь колыбельные перед сончасом, дети не воспринимали их должным образом, они смеялись, и получалась обратная реакция. Вместо того, чтобы дети засыпали в спокойной обстановке, они наоборот разыгрывались. Поэтому пришлось проводить беседы, вводит колыбельные в сюжетно-ролевые игры, разучивать тексты с движениями (укачивание ребёнка) на театральных занятиях. И уже через некоторое время дети стали спрашивать, а какую колыбельную они услышат сегодня. Заклички и пиговорки в основном использовались на прогулке («Солнышко», «Жаворонки», «Бабочка», «Божья коровка», «Радуга-дуга», «Стрекоза», «Мочи, мочи, дождь», «Дождик», «Ветер-ветерок»).
Пословицы и поговорки ежедневно используются в разных видах деятельности. Например, в момент радостного события в группе «Кто в радости живёт, того и кручина неймёт» (русская). Здесь одновременно проходила работа с новыми словами, т. к в народном фольклоре слова незнакомые встречаются часто. Поэтому чтобы дети до конца понимали смысл того или иного произведения, необходимо было объяснять значение. Для этого приходилось консультироваться с мамой Насти З.(учитель русского языка), а иногда заглядывать в словарь.
Очень активно дети реагировали на знакомство с национальным костюмом. Здесь широко я использовала рассматривание иллюстраций. Также проводила беседы, например: «Что носили раньше». В нашей группе есть женский и мужской русский костюмы. Дети с большим удовольствием примеряют их, в группе была проведена выставка платков, которые дети принесли из дома, позаимствовав их у своих бабушек и прабабушек. После выставки дети рисовали понравившийся платок. Было проведено занятие по изготовлению бус из рябины.
Для ознакомления детей с народным жилищем использовались следующие формы:
1. Чтение русских народных сказок
2. Рассматривание иллюстраций
3. Посещение музея («Уголок русской избы»).
4. Беседы
5. Занятия-игры с использованием макета русской избы.
По теме «Знакомство с предметами быта» я использовала следующие формы работы:
1. Беседы «Как получается нить».
2. Дидактическая игра на закрепление названий предметов «Что это такое?»
3. Продуктивная деятельность (декоративное рисование «Расписная прялка», лепка «Клубочки из бабушкиного сундучка»).
4. Рассказ «Путешествие в прошлое ложки».
5. Рассматривание расписных деревянных ложек.
6. Игры на ложках (на музыкальных занятиях)
7. Рисование «Ложечка резная, ручка золотая».
Задачи:
1. Познакомить с прялкой и веретеном.
2. Прививать интерес к культуре родного края.
3. Развивать умение применять полученные знания в различных видах деятельности.
В нашем детском саду детей знакомят с традициями русского народа. (Зимние, весенние, летние, осенние). Проводятся народные праздники с участием детей. В группе я рассказывала детям о Рождестве, обычаях колядования, мы разучивали загадки о зиме, я знакомила детей с зимними приметами. Очень хорошо, что на занятиях по изодеятельности все впечатления о новогоднем празднике закрепляются в продуктивных видах деятельности. Также используется ежегодно такая форма работы, как коллективный труд по оформлению группы к празднику Нового года (украшение ёлки, изготовление новогодних украшений (связь с математикой – изготавливали самодельные игрушки в виде изображения цифр, затем украшали их мишурой и дождём и украшали ёлку в группе). После праздника ёлка выносится на участок, и мы используем её для столовой птиц: вешаем кусочки сала, кормушки, вспоминаем новогодние песни, рассматриваем её, сравниваем с другими деревьями Урала. Обязательно рассказываю детям, почему именно ель используют в качестве праздничного атрибута.
Ежегодно рассказываю детям о празднике Масленицы или проводах зимы. Дети участвуют в празднике, проводимом в детском саду, посещают с родителями городской праздник.
Здесь широко используются беседы познавательного характера на прогулках типа «Зима весну пугает, а сама тает». Разучиваем заклички, вспоминаем заученные в прошлом году. Совместно с музыкальным работником разучиваем песню «Блины» и именно блины с горячим чаем да на морозце оставляют у детей незабываемые впечатления. А ещё катание на лошадях, именно так как это было раньше. В ходе таких мероприятий у детей углубляется интерес к культуре своего народа.
В прошлом году с приходом весны я рассказывала детям о том, как встречали весну в старину, как были рады её приходу. В беседах я использовала приметы, которые сложились именно на основе наблюдении, и дошли к нам из старины.
Самым запоминающимся событием была работа с тестом. Мы из теста изготавливали жаворонков, затем дружно относили на кухню, где нам их выпекали. А потом мы их с аппетитом ели. Разучивали закличку:
«Жаворонки к нам прилетите,
Нам весну принесите».
В старшей группе работа по ознакомлению детей с культурой Урала продолжается. Закрепляются и уточняются знания детей о народных жилищах. В этом году я познакомила детей с башкирским народным жилищем. Мы сравнивали русскую избу и юрту. Была проведена работа по ознакомлению детей с татарским национальным костюмом. Также сравнивали их русскими костюмами.
Также широко используются формы фольклора при работе с детьми. Уточняются представления детей о колыбельных, обобщаются знания детей о поэзии пестования. В этом году мы уже сами придумываем заклички на основе знакомых, обращаясь к разным явлениям природы и животным. «Синицы, летите, силы наберите», «Ветер стихни, дай гулять, нам же холодно играть», «Где ты снег, ты потерялся, мы хотим с горки кататься». Репертуар докучных сказок расширяется, дети с удовольствием их заучивают, с юмором относятся к ним.
В этом году мы стали использовать дразнилки. Используются примеры дразнилок с именами, представителей которых не т в группе(Андрей-воробей), а также дразнилки, где имена не называются (ябеда-корябеда). Усложняется и работа с пословицами. В этом году мы учим детей задумываться над смыслом пословиц. Они используются в разных видах деятельности (бытовая – «Хозяин добр – и дом хорош», трудовая – «Скучен день до вечера, коли делать нечего», игровая – «Кто весел, а кто и нос повесил».)
В старшем дошкольном возрасте используем все виды народных игр. Здесь большая работа ведётся с инструктором по ФИЗО. («Городки», «Пчёлы» (воспитывается интерес к родной природе»- весна, «Бег по стволу», «Земля, вода, огонь, воздух»(тат.), «Ласточка» (тат.), «Татарский плетень» (воспитывать бережное отношение к родной природе», «Ласточки и ястребы»(баш.), «Веночек»(Рус.).
Во второй половине учебного года планирую провести занятия:
1. «История-сказ об Урале-батюшке».
2. «Сказка о том, как появилась уральская домовая роспись».
3. «Уральская домовая роспись».
4. «Сказка об умной уточке».
5. «Башкиры».
6. «Юрта».
7. «Летняя башкирская деревня».
8. «Башкирская изба».
В этом году также знакомлю детей с народным календарём, с названиями месяцев по народному календарю. Например, сейчас январь, а в народе его называли просинец.
В программе «Наш дом Южный Урал» представлены уральские легенды и предания. В старшей группе знакомлю детей со следующими:
1. Как возникли Луна и Уральские горы.
2. Происхождение башкир.
3. Магнитка.
4. «Ленивый сын» (баш. нар. сказ.).
Когда мы перейдём в подготовительную группу, работа по ознакомлению детей с культурой Южного Урала продолжится. Более широко продолжим работу по ознакомлению детей с бытом башкирского народа. Продолжится работа по приобщению детей к народной росписи. Одной из основных задач будет воспитание любви к родной земле.


Бабенко Ю.Б., воспитатель МДОУ д/с №30, г. Еманжелинск.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>




.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Юридическая консультация

бесплатная консультация юриста и адвоката

.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Задать вопрос юристу    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +