Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

А. Канова (1757—1822)


Современному зрителю имя итальянского скульптора Кановы говорит немного. Галерея в ленинградском Эрмитаже, где выставлены его произведения, в том числе собственноручный вариант знаменитой группы «Амур и Психея», особенного внимания не привлекает. Но в свое время Канова был окружен таким восторженным поклонением, какое редко достается художникам при жизни. Почитатели называли его не иначе как «божественным». А круг почитателей был широк — от Наполеона Бонапарта и Стендаля до Гюстава Флобера. Последний рассказывал, что, увидев в Лувре «Амура и Психею», он не мог больше смотреть ни на что другое, и, не удержавшись, поцеловал мраморную руку Психеи: «я целовал саму Красоту».
Канова считал себя верным продолжателем традиций античной классики. В его глазах античная скульптура была не только одним из проявлений художественного гения человечества в известную историческую эпоху, но и непревзойденным вековечным образцом, которому надлежит по мере сил следовать всем и всегда, изучая натуру через его призму. На этом убеждении, вообще характерном для классицизма начала XIX века, Канова одним из первых основал свое искусство; другими словами — он был одним из первых классицистов в скульптуре, притом блистательно одаренным. Только его младший современник, датчанин Торвальдсен, делит с Кановой эти лавры.
Антонио Канова родился в маленьком городке Поссаньо близ Венеции, в семье потомственного каменотеса; обучался у венецианского скульптора Торретти. В годы юности Кановы Италия еще в значительной мере жила художественными традициями барокко и рококо, — хотя тени Древнего Рима уже обретали заново плоть, уже повсюду велись раскопки, возникали из-под пепла Геркуланум и Помпея, а труд Иоганна-Иоахима Винкельмана «История искусства древности» привлекал всеобщее внимание к ценностям античной культуры.
Канова на первых порах был несколько в стороне от нараставшего культа древности, хотя и брал сюжеты из греческой мифологии («Орфей» и «Эвридика», «Дедал и Икар»). Его увлекал элегический мир муз и граций, что было в духе рокайльного XVIII века. Искусство ваяния было у Кановы в крови — он с детства имел дело с обработкой камня в мастерской своего деда, мастера декоративной скульптуры. Занимался он и живописью, писал портреты. Подлинным приверженцем классицистской доктрины Канова стал, когда в 1779 году переселился в Рим, переполненный памятниками древности, познакомился с Ватиканским музеем скульптуры, где были собраны античные статуи, сблизился с теоретиком классицизма англичанином Гамильтоном. Молодой Канова уже тогда был известным художником, но в Риме его слава стала расти день ото дня, подогреваемая его необычайной плодовитостью: он создавал, одну за другой, статуи и сложные группы — все из мрамора («Геракл и Лихас», «Тезей, победитель Минотавра», «Персей с головой Медузы», надгробие папе Клименту XIII в соборе св. Петра и многое другое). Нередко он откровенно подражал известным античным произведениям: например, его «Персей» воспроизводит позу и пропорции статуи Аполлона Бельведерского. Главная сила Кановы — не в мужественных героических образах, а в произведениях «изящного стиля» (употребляя терминологию Винкельмана). В них больше проявлялся собственный склад творческой личности скульптора. Поэтому понятен совершенно исключительный и долго не затухавший успех «Амура и Психеи» (1793) — эта скульптурная группа действительно может рассматриваться как центральное произведение Кановы.
Сюжет почерпнут из поэтической легенды, рассказанной в «Золотом осле» Апулея, издавна пленявшей воображение и художников, и поэтов. (В России Богданович написал на этот сюжет поэму «Душенька», которая была издана с прелестными рисунками Федора Толстого.) Она повествует о романе Психеи (олицетворении человеческой души) и самого бога любви — Амура. Амур перенес Психею в свой чертог и являлся к ней лишь под покровом ночной тьмы, чтобы она не могла увидеть его лица. Когда же Психея попыталась увидеть лик своего тайного возлюбленного, осветив его фонарем, — он исчез.
Канова изображает момент, когда Амур слетает на ложе Психеи, и она, в блаженной сонной истоме, приподнимается к нему навстречу, протягивая руки, касаясь кудрей Амура, как бы желая осязанием возместить зрение. Юные любовники похожи друг на друга, как брат и сестра, тела гибки и мягки, движения проникнуты тем, что на поэтическом языке обычно именовали «томной негой». Чрезвычайная изнеженность этой группы не казалась, однако, приторной даже такому зрителю, как Флобер. Только когда она породила несчетное множество приевшихся салонных подражаний, к ней охладели.
Если же смотреть на произведение Кановы непредвзято, то и сейчас нельзя отказать ему ни в особом шарме, ни в замечательном мастерстве обработки мрамора, ни, главное, в оригинальности и смелости композиции. Венчающие группу поднятые и распростертые крылья Амура, уравновешенные внизу его отведенной ногой и полулежащей фигурой Психеи, кольца рук, как бы продетые одно в другое, создают очень красивый абрис, изысканный, но ясно читаемый: он запечатлевался в сознании восхищенных зрителей, как формула красоты.
Наполеон, завоевав Рим, сделал Канову своим придворным художником, осыпал его почестями и наградами, любил беседовать с ним об искусстве. Он не решился возражать, когда Канова изобразил его обнаженным, в виде античного героя, и только спросил: а не лучше ли, если бы статуя была одетой? Но художник ответил, что язык скульптуры — обнаженное тело и драпировки: «сам господь бог не смог бы сделать ничего прекрасного, вздумай он изобразить ваше величество в брюках и сапогах». Другую статую Наполеона, конную, Канова сделал задрапированной. Он делал также портреты членов семьи императора, особенной известностью пользовалась статуя Полины Боргезе в виде Венеры.
Авторитет Кановы не уменьшился после падения Наполеона: он был так велик, что ему удалось в 1815 году добиться возвращения в Италию произведений искусства, вывезенных Наполеоном во Францию.
В конце жизни Канова работал над необычным для него сюжетом — скульптурной группой «Пьета». Она осталась незаконченной, художник умер у себя на родине.
У него было много учеников и еще больше подражателей. Можно сказать, что вся салонная академическая скульптура середины века, так или иначе, отправлялась от Кановы. С угасанием неоклассицистических течений к наследию Кановы начинали относиться все более критически. В XX веке Канову вообще почти перестали вспоминать.
Пример Кановы показывает, как изменчивы художественные вкусы и воззрения, в какой степени они зависят от духа времени. Объективная оценка его искусства, поскольку она вообще возможна, требует достаточно большой исторической дистанции, и, по-видимому, лежит где-то посередине между неумеренными восторгами и пренебрежительным отрицанием всяких достоинств. Историческая роль Кановы сходна с ролью Энгра в живописи. Оба они считали себя носителями единственно великой, единственно плодотворной для всех времен классической художественной традиции, в чем, очевидно, ошибались. Но оба в рамках своей доктрины, бессознательно ее, нарушая, создали ценности, способные увлекать современников. Энгр уже «реабилитирован» временем, возможно, что и Канове предстоит в будущем более справедливая и спокойная оценка его заслуг перед искусством.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.





.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +