Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Б. Э. Мурильо (1618—1682)


Начиная с эпохи Возрождения на юге и зрелой готики на севере европейское искусство становится на путь реалистического отражения видимого мира. Это, однако, отнюдь не означает, что оно вышло на ровную ясную дорогу, ведущую к известной, общей для всех художников цели. Картина мироздания для каждого последующего столетия, для каждого народа представлялась иной, исполненной нового смысла. Например, в XV веке в итальянском искусстве был воплощен идеал гармонически развитого, благородного человека, стоящего благодаря своему совершенству в центре вселенной. Ясности и величию духа такого человека соответствовали красивые пейзажи и соразмерные в своих частях здания. Для XVI столетия эта картина оказалась неактуальна. Стало ясно, что человек не всесилен, а мир представляет собой хаос враждебных сил, от которых надо спасаться с помощью отчаянных интеллектуальных и мистических усилий в область идеального. Вот почему в искусстве этого времени пейзаж, и всякое естественное окружение человека часто отсутствуют или отличаются условностью, а люди выглядят замкнутыми, самопогруженными, с чувствами, обостренными почти болезненно. Наконец, в XVII веке образ мира еще раз радикально обновляется. Вселенная не хаотична, но бесконечна и таинственна как в великом, так и в малом. И огромность ее, и всякая незаметная обыденная малость освещаются светом поэзии и наполняются глубоким, порой мистическим значением. Человек, разумная песчинка космоса, является его органической частью, достойной внимания в самых разнообразных своих проявлениях — и за благородными занятиями, и в пьяной драке, и в образе нищего урода, и в королевском обличье. Обыкновенные вещи домашнего обихода, знакомые с детства ландшафты, привычные бытовые сцены, прежде служившие лишь аккомпанементом главному действию и занимавшие задний план изображения, ныне приобретают столь емкое, самостоятельное содержание, что наряду с религиозной и исторической картиной занимают отдельные холсты.
Для испанской живописи Нового времени именно XVII век был эпохой высочайшего расцвета. Свойственные испанскому национальному гению суровость и мистицизм замечательно реализовались в искусстве. Каждая объемная форма, будь то предмет или живое тело, сурово, словно крепость, замкнута и прочна. Замкнутости формы противостоит какая-то особая, беспощадная обнажённость чувства в широком диапазоне, от неистовой напряженности и трагичности до полной свободы, мягкости и юмора. Краски реального мира в глазах испанца светятся чудесными оттенками, оживляя самые прозаические вещи.
Сначала полный жизни, во второй половине XVII столетия испанский реализм постепенно выдыхается. Открытый в начале века огромный поэтический мир становится привычным, лишенным тайны и смысла. В утратившие художественное содержание формы реального мира начинают пытаться втискивать идеи, в них не умещающиеся, откуда появляются наигранная простота, слащавость, фальшь. Этот упадок коснулся уже последнего крупного мастера испанской реалистической живописи, Мурильо, которого вместе с тем отличает и наибольшая непосредственность в изображении действительности.
Бартоломе Эстебан Мурильо родился в Севилье в семье бедного рабочего. Мать его торговала на улицах фруктами. Одиннадцати лет мальчик остался без родителей, погибших во время эпидемии, и его приютил у себя дядя, тоже бедный человек. Дядя определял Мурильо учеником к художнику Хуану дель Кастильо, который, не обладая крупным талантом, научил его, однако, элементарным приемам искусства живописи. В годы ученичества Мурильо один из его товарищей посетил Фландрию и Англию и привез с собой наброски с картин Рубенса и Ван Дейка вместе с восторженными рассказами о творчестве этих великих мастеров. Юный художник решил отправиться в дальние края, чтобы своими глазами увидеть великие произведения мировой живописи. С трудом, собрав необходимые средства, он с караваном мулов отправился в Мадрид. И здесь в лице великого Веласкеса он нашел все ему необходимое: живописца, в созданиях которого запечатлелись величайшие достижения реалистической живописи XVII века, заботливого учителя, покровителя, раскрывшего перед ним двери королевских художественных галерей и выхлопотавшего для него пособие на поездку в Рим. Однако, проучившись под руководством Веласкеса три года, Мурильо не счел нужным воспользоваться пособием и отправился в Севилью, которую не покидал уже до конца своих дней. Здесь его встретил шумный успех и множество выгодных заказов. Состояние и положение художника упрочила женитьба на одной из самых богатых севильских девушек. Мурильо пользовался всеобщей любовью горожан, дом его был центром, в котором собирались все, имевшие отношение к изящным искусствам. В 1660 году мастер с помощью друзей основал в Севилье академию живописи для воспитания молодых художников, в основу которого было положено изучение натуры и следование национальным традициям. Школа эта просуществовала двадцать лет и процветала, но после смерти своего основателя вскоре пришла в упадок и закрылась.
Мурильо отличался редкой мягкостью и добротой; будучи на вершине славы, обладал редкой скромностью, и картины многих своих современников считал лучше своих. Однажды во время работы в церкви Мурильо упал с лесов и расшибся насмерть.
Слава художника продолжала расти вплоть до нашего столетия, когда началась переоценка его творчества. В живописи Мурильо стали замечать аморфность, слащавость, сентиментальность. Однако наряду с несомненными слабостями нельзя не видеть его замечательных достижений.
Мурильо вышел из испанского простонародья. К нему он принадлежит по происхождению, своим беспризорным детством, своей бедной юностью, своей душой. Как никому другому из великих реалистов Испании, ему внятен был язык улицы, нищеты. Его он воспринимал непосредственно, во множестве тончайших оттенков. Сравним жанровые сцены Веласкеса, Риберы и Мурильо. В 1620 году Веласкес написал «Водоноса», уличного торговца водой, который выглядит философом в нищенской робе. Веласкес отнюдь не погрешил против истины, но на персонажей улицы он смотрит со стороны. Поэтому для глубокого восприятия ему необходимо было переосмысление этого необычного для высокого искусства образа. К 1642 году относится «Хромоножка» Риберы. Сама композиция картины, изображающей нищего калеку, как на парадном портрете (в рост, на фоне неба с низким горизонтом), вскрывает всю условность отношений между художником и его моделью. На парадный портрет нищий может попасть только как живописная диковина, здесь его можно безопасно рассмотреть, не вступая с ним в беседу. Еще в молодые годы, где-то между 1645 и 1655 годами, Мурильо написал «Мальчиков с фруктами», картину, хранящуюся в Мюнхене. Здесь изображены два нищих подростка в лохмотьях, беззаботно присевших прямо на улице и уплетающих фрукты. Позы и жесты мальчиков исключительно красноречивы. Можно фантазировать о том, какую нехитрую, полную взаимных шуток, счастливую беседу они ведут между собой. В этой картине между зрителем и изображением сняты все преграды, непосредственность впечатления, теплое чувство, согревающее и оживляющее, казалось бы, незначительные детали таковы, будто один из этих мальчиков сам художник. Подобных жанровых сценок Мурильо написал множество, особенно в молодости. Они рассеяны по разным музеям мира. Прекрасный экземпляр, «Мальчик с корзиной и собакой», хранится в Государственном Эрмитаже в Ленинграде.
Если бы художнику удалось в неприкосновенности сохранить свое ядро в религиозных картинах, составляющих по объему главную часть его наследия, то к нему трудно было бы обратить какие-либо упреки. Священные сюжеты он согласно своей натуре трактовал как простонародные, обыденные сцены. И насколько ему удавалось точно следовать этой трактовке, настолько его картины искренни и очаровательны. Но Мурильо, к сожалению, часто уклонялся от истины. Желая показать особенное духовное богатство священных персонажей, он приукрашивал их; следуя литературной сюжетной канве, он заставлял их принимать такие позы и делать такие жесты, которые простонародью не свойственны. Таким образом, он вступал в конфликт с сущностью своего искусства, в картинах появлялось множество несогласованностей, случайностей, в результате чего у зрителя порой возникает ощущение фальши, слащавости.
Не следует думать, что религиозные композиции Мурильо все плохи. Среди них есть более и менее удачные. А в большинстве можно найти недостатки наряду с замечательными достоинствами. После смерти Мурильо испанская живопись приходит в упадок. Застой в ней продолжался почти столетие, пока не появился Гойя.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1982 г.





.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +