В годы Великой Отечественной войны многие представители эстонской культуры были эвакуированы в Ярославль. В эти годы Эско Лепп еще продолжал образование в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова. Так сложилось, что среди художников, энергично работающих в графике первых послевоенных лет, большинство составляли участники ярославского коллектива, которые прошли суровую школу в тылу войны. В их числе был и Эско Лепп, обратившийся к событиям минувшей войны. Он создает графические серии на основе своих репортажей, набросков, зарисовок для памяти. Многие из этих листов поднимаются над уровнем элементарных хроник благодаря художественному отбору: это линогравюры, посвященные героическим труженикам деревни и фронтовым событиям («Снайпер», «Атака», «Плотовщики»), серия гравюр на дереве «В лагере Эстонского гвардейского стрелкового корпуса в 1942 г.». События военного прошлого полно отразились в серии «Истребительный батальон на защите родины в 1941 году» — листы объединены общей сюжетной линией. Первые ксилографии рассказывают о мирной жизни Таллина; потом следуют эпизоды боевых действий батальона; заключает серию насыщенный драматизмом лист «Слава павшим героям». Наибольшей напряженности и силы полны гравюры, где изображены эпизоды войны: «В обороне», «Взрыв вражеского поезда».
У многих художников Советской Эстонии в послевоенные годы произошло обновление тематики. Графика вобрала в свою орбиту многочисленные жанры, уделив особое внимание теме социалистической промышленной стройки. Лепп приступает к серии индустриальных пейзажей. Таковы листы «Моя родина в пятилетке 1945—1950 годов», в которой художник как бы стремился охватить промышленность, сельское хозяйство, рыболовство,— это рисунки углем и мелом, посвященные газосланцевому комбинату в Кохтла-Ярве, отдельные пейзажи и портреты. В лучших листах серии, таких как «Уборка хлеба», воссоздан характерный пейзаж Эстонии, передана атмосфера напряженного труда. В 40-е годы график создает серию индустриальных пейзажей эстонского «Донбасса»: рисунки углем и мелом, гравюры на дереве, литографии. Виды газосланцевого комбината Кохтла-Ярве — Ленинград увлекли художника мощным пафосом. Грандиозные заводские здания, геометрическая четкость мощных агрегатов, цилиндров батарей привлекают в его листах величием и суровой красотой.
В 1954—1955 годах в творчестве Леппа получает развитие главным образом пейзаж. Проникновенный лиризм работ пришел на смену некоторому техницизму индустриальных литографий. Каким-то освежающим дыханием повеяло от нескольких рисунков пером («Снежный путь», «Весенний пейзаж», «Берег реки Пирита»). Художника влекут изображения морских просторов, рыбацкий быт («Регата», «Яхты в море», «Рыбаки острова Муху», «Сплавщики в Раннапурве», «Прибрежная деревня»). Легли вечерние сумерки на побережье острова Хиумаа, медлительно парят чайки, неподвижно лежат в воде валуны («Побережье Хиумаа»). Яркое солнце отражается на гибких пружинистых парусах летящих над волнами яхт, игру волн повторяет веселый бег облаков («Яхты в море»). Природа севера, ее строгая красота отлично переводятся художником на графический язык черного и белого. Техника становится более свободной, разнообразной по фактуре и тональным отношениям, ряды параллельных штрихов похожи на живописные мазки.
Гравюры на дереве Лепп использовал в иллюстрациях книг, часто стилизуя изобразительные решения в соответствии с содержанием книги. Замечательны по мастерству шмуцтитулы к сборнику Р. Парве «Открытые ворота» (1958), к книге «Старые березы» X. Ангервакса (1960), «Избранные стихотворения» А. Кааля (1961), миниатюрные гравюры книги «Путники на шоссе» П. Хаваокса (1960).
Эско Лепп, опираясь на традиции экслибриса, заложенные еще эстонскими художниками-классиками,— К. Раудом, X. Мугасто, А. Лайго, довел этот жанр до виртуозности. Экслибрисы Леппа построены на аллегориях, неожиданных сопоставлениях, философских раздумьях. Художнику не чужды и романтический порыв, и дерзкая шутка (экслибрисы М. Порта,. 1959, В. Карруса, 1958).
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1981 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.