Около середины XV столетия в Италии был возрожден скульптурный портрет в трех своих главных формах: конный памятник, бюст, медаль. В античности скульптурный портрет понимался как обиталище души умершего, героя или императора, и являлся предметом культа. В средние века он был символом, связывающим человека с богом (обобщая, можно сказать, что он показывал молитвенное предстояние души перед богом, а не личность). В эпоху Возрождения скульптурный портрет приобрел совершенно новое значение: он стал изображением живого человека во всей его полноте.
Скульптурный портрет кватроченто был поднят на исключительную художественную высоту во Флоренции. Слава его создана такими мастерами, как Донателло, Антонио Росселино, Мино да Фьезоле, Бенедетто да Майяно, Дезидерио да Сеттиньяно, Андреа дель Вероккио. И только один не флорентийский скульптор поддерживает ее на том же уровне. Это Франческо Лаурана, мастер женских портретных бюстов и медальер, работавший в Неаполе, в Сицилии и во Франции. Можно даже сказать, что искусство Лаураны противостоит флорентийскому: в его человеческих образах личное начало побеждено, закрыто броней имперсональных идей, флорентийцы же стремились к свободному выражению индивидуальности. Типичным флорентийским портретом является бюст гуманиста Маттео Палмиери работы Антонио Росселино. Острота рельефа лица и характерное уродство его черт усилены, доведены почти до гротеска. Поэтому в изборожденности мрамора открывается кипучий ум Палмиери, а его уродство выдает скрывающийся под серьезностью внешности безудержный добрый смех.
Не менее типичен для Флоренции бюст Мариетты Строцци работы Дезидерио да Сеттиньяно. Здесь, напротив, все неровности сглажены, подчеркнута плавность формы, благодаря чему малейшее движение ее делается ощутимым. Это позволяет мастеру передать тонкие оттенки чувств: легкую грусть, задумчивость, тихую нежность, и создать впечатление мягкости полного подбородка, теплоты крупных губ, бархатистости нежных щек.
Сколь ни различны флорентийские работы, их объединяет человечность образов. Рядом с ними скульптурные портреты Лаураны поражают своей почти идолообразной отвлеченностью. Геометрическая чистота силуэтов, лаконичность объемов напоминает изображения буддистских божеств. Форма столь цельна (и при этом по-французски изящна), что, кажется, будто она не высекалась из мрамора, а отливалась из металла.
Но все это не значит, что Лаурана пренебрегал реальностью. С чисто ренессансным естественнонаучным интересом глядит он на модель, как бы пытаясь заглянуть внутрь ее, увидеть сам костяк, затем обложить его сухожилиями, мышцами и одеть кожей, чтобы понять физическую природу согласованности всех частей. Лаурана отбрасывал частности с лаконизмом, абстрагировавшим форму до той грани, где выявлялась ее неповторимая сильная конструкция. Сущность модели открывалась ему не в той или иной красивой или безобразной черте, не в морщинах или прыщиках, а в нерасторжимом единстве образа, в глубинной структуре, охватывающей разом все детали. И формальное решение своей проблемы портрета мастер нашел в сложнейшем обобщении формы, приближающем ее к ясности сферических фигур, в подчеркивании монолитности каменного блока. Скульптурностью, целеустремленной выразительностью материала, заключенного в отдельном блоке, Лаурана едва ли не превосходит флорентийцев.
Соответственно своей формальной структуре образы Лаураны имеют иной психологический акцент, чем во флорентийском портрете. Их монолитная форма подавляет, властно захватывает, а не собеседует. Они осенены нечеловеческой силой, не выразимой на языке чувств. В этом своем качестве они смыкаются с великим искусством средневековья, романским и готическим. Но только внешне, суть их совершенно иная: средневековые образы внимают богу, наполняясь несокрушимой мощью. Титаническая сила лаурановских образов заключается в них самих. Это обожествленные ренессансные властители. Скульптурные бюсты Лаураны способны вбирать в себя бесконечный поток наших чувств, но почти не возвращают их обратно, отвечая на языке власти и несоизмеримого превосходства. В них заключается подавляющая центростремительная сила. Показательно сравнение профилей портретов принцессы Арагонского дома (фрагмент) работы Лаураны и флорентийской девушки Дезидерио да Сеттиньяно. Профиль принцессы — обтягивающая геометрически чистая линия, как бы использующая малейшую возможность уплотнения формы. Она закрывает чувственный образ. Идеально плавный профиль флорентинки полон тончайших волнообразных движений, передающих самое дыхание формы, изливающих мир девушки на зрителя.
Может быть, лучше всего демонстрируют индивидуальность Лаураны поразительные особенности портрета Баттисты Сфорца. Обобщение формы, почти превращенной в сферическое тело, находится здесь на грани абстракции. Индивидуальные черты с трагическим усилием пробиваются из лучащегося магической надличностной силой скульптурного блока. И на пике этой предрешенной борьбы все замирает, найден драматический баланс. Современное искусствознание пока далеко от исчерпывающей интерпретации образов Лаураны. Большие пробелы в знаниях о его жизни и творчестве мешают понять, как сложился такой художник. Предполагают, что важную роль тут играла еще средневековая по духу среда его деятельности (в Неаполитанском, Сицилийском и Французском королевствах, где он немало работал, доминировала идея абсолютизации светской власти). Лаурана был также многим обязан искусству заальпийской Европы, с которым имел прямые контакты.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.