Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Б.-К. Растрелли (1675—1744)


Собранию Государственной Третьяковской галереи принадлежит сохранившийся автопортрет замечательного скульптора XVIII века Бартоломео-Карло Растрелли. Автопортрет выполнен в 1732 году, когда большая часть жизни и художественных исканий Растрелли была уже позади, когда черты личности и творческих устремлений мастера полностью сформировались и созрели. И надо сказать, они выражены в этом бюсте с глубокой и драматической экспрессией. Растрелли не польстил себе самому: его лицо с резкими складками, как бы помятое жизнью, не внушает особой симпатии, а сверлящий, напряженный взгляд способен даже вселить тревогу и настороженность.
Но вместе с тем на всем облике лежит печать незаурядной личности; он полон внутренней свободы и порывистого артистизма. Динамичная игра драпировки, небрежно и прихотливо ниспадающие волны волос, контрасты светотени — словом, характернейшие для стиля «барокко» пластические приемы — отвечают запечатленному характеру, дают ему блистательное скульптурное оформление.
Автопортрет представляет собой словно бы сгусток всей жизни и деятельности Растрелли. Он прожил очень беспокойный, насыщенный событиями и конфликтами век, взлетал на вершины славы, испытывал горечь несправедливости. Однако работал он с упоением и полной самоотдачей, и огромный, чрезвычайно своеобразный талант скульптора хоть и с опозданием, но очень высоко оценен в истории искусств и в памяти поколений.
Растрелли, родившийся во Флоренции и там же получивший профессиональную подготовку, в 1700—1715 годах работал в Париже. Это был уже зрелый и сильный художник, пользовавшийся признанием и авторитетом (что и послужило причиной его приглашения в Россию). Однако особо значительных произведений за годы работы в Италии и Франции художник не создал и о нем давно бы уж позабыли, если бы не его замечательные скульптуры, созданные за четверть века жизни в Петербурге.
Причины этого не в игре случая и не в превратностях судьбы. Искусство Западной Европы под конец XVII и тем более в начале XVIII века стало явно отходить от пламенного драматизма барокко к сдержанным формам классицизма и утонченному изяществу рококо. Растрелли оставался, верен тем барочным концепциям, которые были близки ему с юности. В Италии и Франции эти концепции отходили в прошлое. В России они оказались как нельзя, кстати, совпав с особенностями исторического процесса в стране. Ведь приехав в Россию, художник попал в обстановку бурной и напряженной преобразовательной деятельности Петра I в заключительные годы его царствования (1716—1724). Это была великая эпоха в жизни страны, полная страсти и дерзаний, бурной энергии, острых и резких конфликтов.
Эта клокочущая жизненная стихия отвечала человеческому характеру и художническим устремлениям Растрелли. Потому-то он и остался навсегда в России, потому-то и нашел в себе силы уже в зрелые годы обрести «второе дыхание» в своем искусстве, придав ему реалистическую глубину постижения жизни и могучую драматическую выразительность. Художник многообразного таланта, Растрелли работал в России в самых различных видах искусства. Он создал десятки скульптур декоративного плана, по большей части для Петергофа (к сожалению, почти все они, в том числе грандиозная группа «Самсон, раздирающий пасть льву», не сохранились). Художник выступал также как гравер, медальер, театральный декоратор, архитектор: его зодческое дарование унаследовал и развил сын художника, один из величайших русских архитекторов Варфоломей Варфоломеевич Растрелли.
Но особых успехов мастер достиг в двух жанрах — портрете и монументальной скульптуре. Широкой популярностью пользуется его монументальная композиция 1741 года, изображающая императрицу Анну Иоанновну с арапчонком. Подлинным шедевром творчества Растрелли является его портретный бюст Петра Первого, выполненный при жизни императора в 1723 году. Скульптор изобразил Петра в парадном мундире, с прихотливыми изгибами кружевного шарфа, орденских лент, тканого плаща, чьи сложно изогнутые складки эффектно обрамляют сильную фигуру царя.
Рядом со всем этим узорчато-декоративным обрамлением, чрезвычайно броским и нарядным и как бы движущимся на глазах в безостановочно оживленном и бурном ритме, резким контрастом предстает лицо Петра. Оно спокойно и сосредоточено, в нем глубокая самопогруженность сочетается с необоримой волей и могучей, энергичной властностью. Это облик возвышенный и драматический, облик человека, который видит далеко, захвачен пафосом великой и целенаправленной деятельности, но вместе с тем беспощаден по отношению ко всему, что может стать на его пути. Словом, это облик великого реформатора и жестокого тирана.
Портрет обладает глубокой исторической правдивостью и, пожалуй, не имеет себе равных в ряду изображений исторических деятелей, созданных современниками мастера.
С образом того же «царя-реформатора» связано и самое значительное из произведений Б.-К. Растрелли — его конная статуя Петра Первого, которую первоначально предполагалось водрузить на Васильевском острове, между зданиями Двенадцати коллегий и Академии наук, но затем, после многолетних перипетий установили перед Михайловским дворцом (который позже стали именовать Инженерным замком).
У этой статуи нелегкая, поистине драматическая судьба. Ее заказал сам Петр Первый вскоре после приезда Растрелли в Россию. Император представлял ее себе как прижизненный триумф, как символ величия и победной силы преобразованного им государства. Именно поэтому Растрелли взял за образец конные статуи римских императоров, кондотьеров времен Ренессанса. В первоначальных эскизах памятника преобладали черты торжественной декоративности и монументального величия. Вместе с тем художник стремился быть предельно точным в изображении внешности императора и в 1719 году снял с его лица восковую маску.
Растрелли подготовил три модели конной статуи. Одна из них была избрана Петром, но император умер в 1724 году, не успев отдать никаких распоряжений об отливке памятника.
Это имело трагические последствия. Наследники Петра Первого долгие годы даже не оплачивали скульптору его многолетнюю работу, а об установке статуи и речи не было. Лишь в 1743 году Елизавета Петровна распорядилась отлить в бронзу, заново приготовленную в этом году модель статуи. Но скульптор не увидел в законченном виде крупнейшего из своих созданий. Оно было установлено лишь через полвека, в 1800 году (автор проекта пьедестала был, очевидно, архитектор В. Ф. Бренна — точных сведений на этот счет не сохранилось). В своем окончательном варианте статуя утратила те черты пышной, триумфальной репрезентативности и многоречивой аллегоричности, которые ей были свойственны на первых порах. Остались величавость и торжественность, но они выражены, пожалуй, гораздо более спокойно и сдержанно, чем раньше.
Петр Первый изображен не с той остротой и драматической сложностью индивидуальной характеристики, которая свойственна упомянутому бюсту 1723 года. Конечно, император узнаваем, но это образ скорее символический, чем портретный. В одежде римского цезаря, с маршальским жезлом в руке, Петр со спокойной и невозмутимой величавостью восседает на могучем, медленно движущемся коне. Вообще мотив уверенного, мерного движения служит основой идейного смысла статуи. В ней воспета новая Россия, ее молодая, крепкая и могущественная государственность. Если знаменитый памятник Петру Первому работы Фальконе воплотил романтику и бурный порыв деятельности Петра, то работа Растрелли как бы подвела итоги великой эпохи, оказавшейся переломной в истории России.
Переломным, «реформаторским» для русской скульптуры было и все творчество Растрелли, имя которого открывает новую, блестящую главу в развитии нашей отечественной пластики. Вслед за Растрелли в России появляются такие мирового класса мастера, как Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, И. П. Мартос и другие.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1975 г.





.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +