Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

М. В. Добужинский (1875-1957)


Мстислав Валерианович Добужинский по праву считается одним из ведущих мастеров «Мира искусства» — объединения, чья деятельность охватывала разные сферы художественных интересов и составляла яркую сторону культурной жизни России начала XX века. У Добужинского много общего с другими художниками «Мира искусства» — А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым, Л. С. Бакстом, Е. Е. Лансере, В. А. Серовым. Так же, как и они, Добужинский обладал глубокой художественной и историко-культурной эрудицией. Так же, как и другие мирискусники, он был весьма широк в своих увлечениях — создавал обширные циклы графических листов, много работал как иллюстратор и оформитель книг и журналов, часто обращался к театрально-декорационной живописи, пробовал свои силы в живописи станковой. Так же, как и некоторые из мирискусников (Серов, Лансере), Добужинский гневно откликнулся на события 1905 года. Он так же решительно порвал с академическими традициями в изобразительном искусстве и выработал новую манеру, в целом близкую мирискусникам, но одновременно и своеобразную — сочетающую плоскостно-орнаментальное, строго графическое начало с острой экспрессией штриха и подчеркнуто контрастным сопоставлением черных и серых пятен, свободную от излишней декоративности.
Так же, как и у многих других мирискусников, одной из центральных тем творчества Добужинского (а у него, пожалуй, центральной) стала тема города. Для таких мастеров, как Бенуа, Лансере, Остроумова-Лебедева, город — это, прежде всего Петербург, который они воспринимали как целостный художественный организм, как город-памятник, наполненный эхом истории и воскрешающий тени минувших эпох. Петербург воссоздавался ими как бы в плане архитектурно-пейзажном, хотя, конечно, не с протокольной точностью, а в облике опоэтизированном, чуть сокрытом дымкою грезы. Добужинский отошел от обычных мирискуснических городских мотивов уже в своих первых работах, посвященных Петербургу. Его внимание привлекли не петербургские дворцы и парки, не монументы и торжественные перспективы, а громадные доходные дома со слепыми глазницами окон, с уродливыми уступами крыш, глухие стены и заборы, тесные дворы с поленницами дров, черные провалы каналов — сумрачная обыденность большого города. Добужинский видел город с его «изнанки», и это особенно проявилось в поздних видах Петербурга, а также Лондона, Гааги, Амстердама, где открывался мрачный лик индустриального города: в словно призрачных, закрывающих небо силуэтах фабрик, пакгаузов, виадуков, портовых построек, возникших точно помимо человеческой воли. Город Добужинского приобретает все более фантастический облик, одушевляется, живет какой-то своей, напряженной и страшной для человека жизнью. Человек, житель большого города, одинокий, блуждающий в каменных лабиринтах, заточенный в навязанной ему ячейке, теряет свою индивидуальность, превращается в горожанина вообще. Так, Добужинский с полным основанием называет портрет одного из своих современников (поэта К. Сюнненберга), изображая его на фоне окна, за которым открывается унылый городской пейзаж, просто — «Человек в очках».
Своим отношением к городу Добужинский был близок урбанистическим мотивам в современной ему литературе — главным образом, в поэзии символизма. В свою очередь, поэты-символисты (А. Блок. Андрей Белый, К. Бальмонт) продолжали одну из линий русской литературы, идущую от Гоголя (для которого в Петербурге «все дышит обманом,.. лжет») до Достоевского (которому этот город открывался скоплением безликих домов, мрачных дворов-колодцев, безвольных, мятущихся людей). Характерным образом города у символистов, уже Целиком связанным с современностью, почерпнутым ими в поэтике Э. Верхарна, становится образ города-чудовища, паука или спрута, тысячами жадных щупальцев высасывающего «пространства земли». Этот образ возникает и в творчестве Добужинского — в одном из листов город предстает пауком циклопических размеров, внутри каменного мешка пасущим безвольное человеческое стадо. Город-поработитель, «насильственно-слитное множество» (Бальмонт) рисуется символистам в виде хаотического нагромождения теснящихся домов, лязгающих заводов, заводских труб, своим дымом отравляющих окрестности. Все это находит прямые отзвуки в творчестве Добужинского, порою получая гиперболически-гротескное выражение, близкое метафорическому строю поэзии символизма (серия «Сны»). Ряд работ художника как бы «иллюстрирует» (разумеется, не в буквальном смысле), развивает некоторые мотивы городской лирики А. Блока, раскрывающей трагическую безысходность убогой повседневности, одиночество человека в безразличной и даже враждебной среде. Одна из них — «Окно парикмахерской», где на бегущего мимо витрины человека бессмысленно таращатся глаза манекенов, вызывает в памяти такие строки Блока: «Ты вскочишь и бежишь на улицы глухие, но некому помочь: куда не повернись — глядит в глаза пустые и провожает — ночь». Известным стихотворением Блока навеяна работа «Ночь, улица, фонарь, аптека».
Добужинского объединяет с другими «мирискусниками» свойственное всем им неприятие современной буржуазной цивилизации Но если для большинства «мирискусников» это неприятие было связано с бегством от действительности в надуманную идиллию, с воспеванием далекого прошлого, то для Добужинского, как и для близких ему по духу поэтов-символистов, это значило попытку — пусть стихийную, пусть далеко не последовательную — осмыслить новые условия существования человека в мире и дать им оценку своим творчеством.
Добужинский много работал в искусстве книги. Иллюстрации и оформление «Белых ночей» Достоевского, исполненные им в 1923 году, вошли в золотой фонд советской книжной графики. Последняя треть жизни Добужинского прошла на чужбине, главным образом в Соединенных Штатах Америки, и работал он преимущественно как художник театра.

Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1975 г.





.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +