Сложен и противоречив был путь Фернана Леже в искусстве. Любовь к рисованию привела Леже, уроженца Нормандии, в Париж, в Школу декоративных искусств. Вскоре он стал вольнослушателем и другого учебного заведения — парижской Школы изящных искусств.
Сначала Леже работал в импрессионистической манере («Сад моей матери», 1905), затем испытал влияние Сезанна. Отказавшись от верности анатомии, демонстрируя полное пренебрежение натурой, произвольно нарушая реальные пропорции и законы линейной перспективы, а, интересуясь только отвлеченными формами и сочетаниями, Леже пишет такие картины, как «Швея» (1909), «Обнаженные в лесу» (1911). Вместо «сюжета» реалистов или импрессионистского «ощущения» Леже дает простор весьма субъективной интерпретации действительности, обеднено и условно трактующей человека и природу. Знакомство с кубизмом в работах Брака и Пикассо усиливает эту тенденцию в творчестве художника.
Первая мировая война прервала занятия Леже живописью. Он был мобилизован в армию и попал на фронт, под Верден (известны фронтовые зарисовки художника).
После войны опять начались поиски.
1918 году в искусстве обозначилось новое направление— «пуризм». Манифестом «пуризма» явилась книга художника Амеде Озанфана и швейцарца архитектора Шарля Эдуарда Жаннере (Ле Корбюзье). Пуристы требовали выражать «общее, статическое, неизменное», основываясь на геометрическом принципе кубизма. Они использовали систему геометризации пластической формы для создания живописных произведений, тесно связанных с конструктивизмом в архитектуре.
Леже стал художником, по своей творческой сущности близким пуризму. Теперь его называли «художником машин», потому что он изображал индустрию как символ цивилизации («Город», 1919). В начале 20-х годов Леже отошел от кубизма и выработал собственную систему. Эта система сложилась у него после поездки в Италию и изучения классической живописи Ренессанса. В 1920-е — 1930-е годы Леже, в противовес кубофутуристическому разложению формы, искал устойчивые закономерности. Однако эти поиски связаны с идеалистическим представлением о господстве машинной эстетики над органическими формами в современной жизни. Леже обращается к образу человека, но он приобретает в его работах механизированный, лишенный жизненной органичности характер. Его персонажи огрублены, непривычны для нас по очертаниям. Они как бы состоят из металлических труб и шаров. Нарочитый примитивизм в трактовке человеческих образов был, с одной стороны, данью господствовавшим тогда в западно-европейском искусстве «методам», а с другой, — и это самое главное — реакцией на рабскую олеографичность, лакировку капиталистического бытия. К характерным работам Леже периода 1920-х — 1930-х годов относятся «Большой завтрак», «Женщина с кошкой», «Мать и дитя», «Женщина с вазой», «Натюрморт с зонтом» и др.
Леже всегда много экспериментировал в разных материалах, он занимался живописью, графикой, керамикой. Интересны его керамические рельефы, например, «Голова лошади» (находится в Гос. музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве).
В годы второй мировой войны Леже жил в Америке. Принадлежа к революционно настроенным кругам интеллигенции, он был активным антифашистом и в 1945 году вступил в Коммунистическую партию Франции.
В последний период творчества на полотнах Леже мы видим рабочих («Строители», 1950; «Загородная прогулка», 1953). Художника увлекают темы со сложным социальным содержанием, он активно выступает в защиту мира, с нескрываемой симпатией относится к СССР. В своих высказываниях он не раз подчеркивает, что модернизм изжил себя.
Посвятив свое искусство народу, Леже рвался из тисков модернизма и мучительно переживал недостатки средств для раскрытия современникам своих чувств и мыслей. Раздвоение цели жизни и творческих, порой чисто формальных поисков было величайшей трагедией художника в капиталистическом обществе. И в конце своих дней Леже уже отчетливо видел выход из этого тупика в обращении к искусству жизненной правды, реализму, в котором только и может раскрыть свою творческую индивидуальность художник, посвятивший себя великим идеалам социалистического преобразования общества.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.